Каждый народ познается по его богам и символам.
Лев Силенко, украинский мыслитель, философ, историк, писатель, номинант на Нобелевскую премию

Имплантация реформ

Запад прививает демократию на «Большом Ближнем Востоке»
3 апреля, 2004 - 00:00


Американские и европейские лидеры говорят о необходимости способствовать преобразованиям на «Большом Ближнем Востоке». Американцы рассматривают его как главное поле битвы в войне против терроризма, а европейцам нужны стабильные и отзывчивые правительства, способные сократить поток незаконной миграции и организованной преступности в ЕС. Обе стороны соглашаются с тем, что работа с партнерами на местах с целью достижения изменений мирным демократическим путем сегодня является лучшим способом избежать окрашенных насилием революций или военных действий завтра.

Этот энтузиазм по поводу реформ на Востоке указывает на сдвиг политической парадигмы. В прошлом приоритет отдавался другим интересам: обеспечению стабильного притока нефти или поддержки в антитеррористических операциях. Но несмотря на многочисленные речи о необходимости способствовать распространению демократии, они не подкрепляются никакими конкретными планами действий. Серьезная стратегия должна предусматривать три вещи: усиление поддержки сторонников демократии в регионе, создание регионального контекста, который способствовал бы демократическому развитию, и, наконец, реорганизацию правительства и общества в своей стране, чтобы сделать возможным проведение и поддержку продемократической политики за границей.

Во-первых, в то время, как основная поддержка реформ должна идти с Запада, изменения должны брать начало в самом регионе. Наша задача заключается в усилении местных политических сил, стремящихся к демократическим переменам. Во многих странах активные сторонники демократии находятся в тюрьмах из-за своей деятельности по защите прав человека, и мало что делается, чтобы помочь им. Ни один визит высокопоставленных американских или европейских лидеров в регион не должен проходить без поднятия вопросов защиты прав человека, а также защиты конкретных людей, борющихся за демократию.

С практической точки зрения Запад должен увеличить прямую помощь местным НПО и сторонникам демократических реформ (хотя в таких странах, как Египет, сначала потребуется убедить правительство изменить закон, чтобы НПО могли получать финансирование из-за границы). В то время как США сегодня тратят около 400 миллиардов долларов на оборону, Национальный фонд в поддержку демократии имеет бюджет размером в 40 миллионов долларов, часть которого сегодня тратится на Большом Ближнем Востоке. Чтобы получить реальные результаты, помощь должна быть увеличена раз в десять, если не больше. ЕС должен увеличить ассигнования на усилия по распространению демократии по меньшей мере до 500 миллионов евро в год.

Эти деньги не должны контролироваться правительством, чтобы избежать возможного дипломатического давления. Новый Трансатлантический форум по содействию распространению демократии может быть создан для того, чтобы координировать все действия в регионе, включая двусторонние программы, осуществляемые европейскими странами. Сюда можно добавить независимый фонд в поддержку демократии на Ближнем Востоке, получающий финансовую и экспертную поддержку из США и Европы.

Работая на уровне простых людей, необходимо использовать политику в области торговли и международной помощи в качестве стимула для проведения реформ и расширения возможностей для соответствующих политических действий. Страны, делающие успехи в области демократии и справедливого управления, должны награждаться, в то время как менее преуспевающие в этом отношении страны должны быть лишены определенных привилегий.

Во-вторых, США и их европейские союзники должны оказать содействие в обеспечении внешней безопасности и регионального контекста, в котором были бы возможны демократические изменения. Обеспечение безопасности является жизненно важным фактором для содействия демократическому развитию. Работая над мирным урегулированием израильско-палестинского конфликта, мы должны помочь Турции окончательно превратиться в демократическую страну, достойную вступления в ЕС, возобновить давление на иранский режим в вопросах демократии и контроля над вооружением, а также избежать преждевременного отказа от политического влияния в Ираке.

Работая с умеренными арабскими государствами, мы можем создать новый региональный режим безопасности для Большого Ближнего Востока по образцу Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Вклад хельсинского процесса заключался в признании, что установление настоящего мира требует новых отношений между власть имущими и простыми гражданами, а также между отдельными странами. Он дал возможность обществам требовать от своих правительств надлежащих действий. На Ближнем Востоке такой режим будет означать создание дополнительных стимулов для вступления в него арабских стран.

Тем временем НАТО может предоставить миротворческие силы, необходимые для восстановления Афганистана и Ирака. Это может также способствовать установлению более демократического порядка в мирное время посредством расширения сотрудничества в рамках ближневосточной версии программы НАТО «Партнерство ради мира».

И наконец, мы должны заняться собственной реорганизацией для того, чтобы следовать такому курсу. Это означает создание нового поколения дипломатов и строителей демократии, которые знают регион и его языки, а также обеспечение выполнения правительствами взятых на себя обязательств и сохранение приверженности выбранному курсу в долгосрочной перспективе.

Победа в войне с терроризмом потребует как наступательных, так и оборонительных действий. В целях обороны США создали департамент внутренней безопасности и преобразуют свои вооруженные силы. В Европе комиссар ЕС по вопросам юстиции и внутренних дел, а также Верховный представитель ЕС по внешней политике работают над усилением способности Европы справиться с новыми угрозами.

Но когда дело доходит до наступления, самые важные миссии, такие, как строительство демократии, содействие политической трансформации и завоевание умов и сердец миллионов простых людей в регионе, остаются глубоко погребенными под бюрократией без необходимого руководства, внимания и ресурсов.

Америка должна создать департамент по содействию распространения демократии, возглавляемый министром кабинетного уровня. Европейцы же должны назначить комиссара по вопросам демократии и защиты прав человека. Смысл такой должности заключается в том, чтобы обеспечить руководство и контроль над усилиями по содействию демократическим изменениям, а также в создании эффективного союзника американскому коллеге, дабы разработать совместную трансатлантическую стратегию.

По мере того, как разгораются дебаты по поводу Большого Ближнего Востока, существует опасность, что европейцы и американцы будут проводить в жизнь параллельные стратегии. И одной, и другой стороне есть что предложить, поэтому необходимо объединить самые лучшие предложения и начать осуществлять их вместе.

Урбан АХЛИН — председатель комитета по иностранным делам парламента Швеции; Рональд АСМУС — научный сотрудник Фонда Маршалла «Германия — США»; Стивен ЭВЕРТС — научный сотрудник Центра европейской реформы (Лондон); Яна ХИБАСКОВА — бывший посол Чехии в Кувейте; Марк ЛЕОНАРД — директор Центра внешней политики (Лондон); Майкл МАКФАУЛ — сотрудник Института Гувера при Стэнфордском университете; Михаэль МЕРТЕС — бывший советник Гельмута Коля

Проект «Синдикат для «Дня»
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments