«Индия однозначно поддерживает вступление Украины в ВТО», — заявил Посол Индии Шехкхолен КИПГЕН

— Индия принадлежит к постколониальным государствам. Насколько колониальное прошлое сказывается на современной жизни индийского общества? Существует ли в государстве постколониальный комплекс?
— Индия была завоевана страной, которая не была так культурно развита, как мы. Поэтому у нас нет никакого комплекса неполноценности. Да и колонизация продолжалась 200 лет.
— Индийская цивилизация относится к одной из самых древних. В последнее время очень часто звучат дискуссии по поводу так называемой «войны цивилизаций», которую сводят к противостоянию христианства и мусульманства, Запада и Востока. Индия может взять на себя ответственность решить возможный межцивилизационный конфликт?
— Я не разделяю мнение о противостоянии христианства и ислама, поскольку эти религии имеют немало общих черт. Христиан, евреев и мусульман можно назвать людьми одной книги. Индия является местом рождения нескольких религий — буддизма, индуизма, джайнизма и сикхизма. Мы всегда принимали толерантно людей других верований, поэтому сейчас у нас проживает немало христиан, евреев и зороастрийцев. В Индии стоит памятник Святому Фоме, который, говорят, приехал в страну в 54 году н.э. Наше государство — одно из лучших примеров гармоничного сосуществования нескольких религий и культур.
— До недавних пор отношениям между Киевом и Дели не хватало гармонии. Среди причин двустороннего охлаждения называют украинско-пакистанский танковый контракт и осуждение Киевом ядерных испытаний в Индии. Сейчас этот период закончился?
— Однозначно. Наиболее ярким доказательством этого является недавний визит Президента Леонида Кучмы в Индию. По этому поводу наш премьер-министр Ваджпаи подчеркнул, что «визит заложит фундамент для лучшего двустороннего понимания, для консолидации наших отношений». Чем может помочь Индии Украина? Существует огромный потенциал для участия Украины в модернизации индийских сталеплавильных заводов и поставок оборудования для них, в строительстве электростанций, в транспортировке газа. Эти контракты могут достигать миллиардов долларов. Мы также обсуждаем вопрос и о военно-техническом сотрудничестве.
— А допускаете ли вы одновременное военно-техническое сотрудничество Украины и с Индией, и с Пакистаном?
— Украина — суверенное государство и имеет право самостоятельно строить отношения с другими странами. Мы не можем приказывать Украине, что и как делать. Индия не рассматривает свои отношения с другими странами через призму Пакистана. Если вы хотите продавать что-то из военной техники Пакистану — пожалуйста. Но это не означает, что то же самое вы не можете продавать Индии. То есть, решение за Украиной.
— Например, продавать Индии «Кольчуги» или нет...
— Должны решать военные. У вас есть не только «Кольчуга». Ваша индустрия военно-промышленного комплекса очень развита. Мы сейчас открываем для себя Украину. До этого мы думали, что все рабочие бывшего Советского Союза, строившие наши сталеплавильные заводы — русские, а как оказалось сейчас — украинцы.
— Думаете, для Украины еще существует не занятая Россией ниша для сотрудничества с Индией?
— Раньше Индия дружила с Советским Союзом, сейчас — с Россией. Но нужно учитывать, что россияне могут быть специалистами в одной сфере, а украинцы — в другой. Поэтому для нас важно иметь дружеские отношения и с Украиной.
— Соответствует ли действительности информация, что Киев согласился поддержать продвижение Дели к постоянному членству в Совете Безопасности ООН якобы в обмен на индийскую поддержку вступления Украины в ВТО?
— Это абсолютно разные вопросы. Индия входит в состав рабочей группы по вопросу вступления Украины в ВТО. Мы однозначно поддерживаем это присоединение. Во время визита Президента Леонида Кучмы также поднимался вопрос реформирования Совета Безопасности ООН. Индия, как один из основателей организации, претендует на постоянное членство в Совете Безопасности учитывая свою величину, растущую экономику, способность и желание играть заслуженную роль на международной арене, вклад в усилия ООН по поддержанию мира. На сегодня уже около сорока стран — в том числе постоянные члены Россия и Франция — публично выразили свою поддержку стремлению Индии. Этот вопрос поднимался индийской стороной, но он не был упомянут в совместном заявлении по результатам визита Президента Украины.
— Леонид Кучма во время пребывания в Индии назвал ваше государство стратегическим партнером Украины. Кажется, 20-м по счету. Дели также рассматривает Киев как своего стратегического партнера?
— Конечно. Украина — важное государство. Визит Леонида Кучмы словно открыл двери для интенсификации нашего сотрудничества. Теперь украинские и индийские бизнесмены должны приложить усилия, чтобы сотрудничество было более динамичным. Индия признает силу Украины, ее стратегическое расположение, ее природные ресурсы, промышленную базу и огромный научный потенциал. Взаимная приязнь автоматически делает двусторонние отношения стратегическими. Президент Индии Абдулла Калам во время приветственной речи в честь приезда Леонида Кучмы, кстати, заявил, что за 1500 лет до нашей эры народности из Украины перешли в Индию, поселившись там. Поэтому наши народы, руководители государств очень по-дружески относятся друг к другу. Хотел сказать об одной интересной детали — в индийском и украинском языках существует очень много похожих слов...
— Сколько индийский бизнес сейчас инвестировал в украинскую экономику и сколько украинских инвестиций в Индии?
— У нас пока что нет большого потенциала для инвестиций, но Индия уже вложила два миллиона долларов в украинскую экономику. Например, скоро на улицах Киева вы сможете увидеть микроавтобус индийской компании «Тата». Их можно производить в Украине для дальнейшего экспорта в другие государства. Перспективы сотрудничества очень велики. Например, в Индии было найдено месторождение газа — для его транспортировки Украина может поставлять трубы. Индии интересны самолеты завода «Антонов». Многие самолеты, находящиеся на балансе наших военно- воздушных сил, проходят сервис в Украине, турбины наших кораблей ремонтируются также в Украине, а это миллионные контракты. Сотрудничество в военно-промышленной сфере составляет млн. в год.
— На международном рынке инвестиций Украина и Индия — партнеры или конкуренты?
— Невозможно назвать нас конкурентами. Индия сильна в одной сфере, Украина — в другой. Один из главных конкурентов Индии — Китай. Дело в том, что КНР открыла свой рынок на двадцать лет раньше, чем Индия. Поэтому только 10% нашей экономики составляет внешняя торговля.
— Вы очень много говорили о стратегическом партнерстве двух стран, однако до сих пор не существует прямого перелета из Киева в Дели...
— Украинская авиакомпания «Аэросвит» сейчас работает в этом направлении. Переговоры в процессе. Я, как Посол Индии, активно поддерживаю эту инициативу.
— Когда-то в советском кинопрокате особой популярностью пользовались индийские фильмы. Сейчас ситуация изменилась, и на экранах в основном фильмы американского производства. Индийцы больше не снимают кино?
— Индия производит самое большое количество художественных фильмов в мире. Они популярны не только в Индии, но и в Великобритании, США, Юго- Восточной Азии. Мы будем прилагать усилия, чтобы и в Украине было больше индийских фильмов. Проблема заключается только в переводе этих фильмов на украинский язык. Украина настолько прекрасная страна, что было бы хорошей идеей для индийских кинопроизводителей снять художественный фильм в Украине.
— Как вы оцениваете нынешнюю американскую политику? Считает ли Дели необходимым решение иракской проблемы военным путем?
— Индия — не супердержава, супердержавой на сегодня является только одна страна — Соединенные Штаты Америки. Мы не меняем своей политики с точки зрения удобства. Вашингтон же делает только то, что удобно ему. Например, США подружились сейчас с Пакистаном, потому что заинтересованы в этом из- за его соседства с Афганистаном. Наша внешняя политика базируется на устойчивых принципах. Конечно, мы не поддерживаем политику США в отношении Ирака. Мы уверены в том, что ни одно государство не имеет права брать на себя обязательство быть мировым жандармом. Считаем, все вопросы должны решаться через ООН.
— Редко какой солдат не мечтает стать генералом. У Индии есть потенциал для того, чтобы стать супердержавой. Есть ли желание?
— Индия хочет быть достаточно сильной, чтобы быть способной защитить себя, чтобы можно было отстаивать национальные интересы. В этом контексте для нас не имеет большого значения — быть супердержавой или нет. Поскольку же население Индии составляет 1 млрд., то у нас своя судьба в этой жизни. Сейчас наша первоочередная задача — получить постоянное членство в СБ ООН. В этом плане можно сказать, что мы стремимся стать супердержавой.
— Отношения Вашингтона и Дели не отличаются особой приязнью. В то же время в США работает очень много индийских программистов. Не видите ли в этом противоречия?
— Индия не контролирует отток своих программистов в США. В компании «Майкрософт» 20% — программисты из Индии. В прошлом году Индию посетил Билл Гейтс, инвестировав в развитие информационных технологий Индии 0 млн., а также предоставив 0 млн. на борьбу с СПИДом. Кроме того, отмечу, что из пяти американских врачей двое — индийцы. В целом 1,7 миллиона индийцев живут в США. Прибыль, получаемая индийцами в Америке, даже больше, чем у евреев. В Сенате США существует Индийский комитет, по количеству членов — второй после еврейского. Можно сказать, что в некоторой степени Штаты зависят от индийцев в такой отрасли, как программное обеспечение. Сейчас сфера информационных технологий быстрыми темпами развивается и в Индии. Мы экспортировали программного обеспечения на млрд. В 2008 году мы рассчитываем выйти на цифру в млрд. Возможно, через 30 лет этот показатель будет равняться нашему национальному валовому продукту. Индия может сотрудничать и с Украиной в этом направлении. У вас много образованных математиков, программистов, а Индия может помочь создать здесь инфраструктуру развития информационных технологий. Мы должны быть в любом случае стратегическими партнерами, потому что отношения не ограничиваются только сферой военно-технического сотрудничества.
— Не могли ли бы вы объяснить, каким образом из страны с такими высокими прибылями бегут бедные люди в поисках лучшей жизни в государства Западной Европы. Немалое количество индийцев задерживают украинские пограничники. Ведутся ли между Киевом и Дели в этом плане какие-то переговоры для решения проблемы нелегальной миграции?
— Несомненно, Индия хочет решить эту проблему и прилагает усилия, чтобы справиться с нелегальной миграцией. Но я хотел бы отметить, что явление нелегальной миграции — глобальное. Острее всего оно стоит в таких западных странах, как Греция, Италия, Германия и Великобритания. Без всякого предубеждения можно упомянуть о нелегальной миграции из Украины на Запад. Этот вопрос довольно комплексный. При этом я хотел бы отметить, что за последние восемь месяцев 107 нелегальных мигрантов было отправлено назад в Индию за средства индийской стороны, что составляло более половины от общего количества задержанных мигрантов. В последние месяцы наблюдалась тенденция к уменьшению потока нелегальных мигрантов из Индии в Украину. Наша полиция расследует, каким образом могут попадать мигранты в Украину, кто из них является посредниками в России, Украине. Конечно, проблема нелегалов негативно отражается на тех гражданах Индии, которые здесь находятся на законных основаниях. Некоторые из них живут более десяти лет, имеют здесь свой бизнес, семьи, однако их останавливает на улицах милиция и задает вопрос — легальные они или нелегальные мигранты.
— Является ли позиция Дели в отношении обладания ядерным оружием окончательной? Для Украины этот вопрос достаточно важен, поскольку мы в свое время отказались от ядерного оружия.
— Так случилось, что два наших соседа — Китай и Пакистан — обладают ядерным оружием. Украина находится в безопасном окружении. Индия объявила, что никогда не использует ядерное оружие первой. Почему некоторые страны могут иметь ядерное оружие, а другие не могут?
— Выходит, Украина сделала ошибку своим отказом?
— Нет, Украина приняла правильное решение. Можно даже сказать, просветительское. Если все государства откажутся от ядерного оружия, то откажемся и мы...
Выпуск газеты №:
№227, (2002)Section
День Планеты