«Ищут пожарные, ищет милиция…»
Генеральная прокуратура Российской Федерации опять угрожает арестом Владимиру Гусинскому: следователь Валерий Никитин, который ведет дело опального медиа-олигарха, сообщил, что розыском Гусинского будет заниматься Интерпол.
Это заявление является довольно странным для прокуратуры. Никитин прекрасно понимает, что Интерпол вряд ли будет заниматься Гусинским. Прежде всего, потому что олигарх не прячется. Его не нужно искать, его нужно просто арестовать и отправить в Москву. Однако арест Гусинского Интерполом — это признание того, что дело олигарха не имеет политической окраски. Между тем представители Интерпола — хотя и во время неофициальных контактов с прессой — дали понять, что не хотели бы участвовать в преследовании Гусинского и Березовского, ибо усматривают в их делах очевидный политический привкус. Так что вряд ли Гусинский завтра появится в Москве в кандалах. А если даже и появится? Стоит вспомнить, какая кампания по защите олигарха началась во время его недолгого заключения: Гусинский, которого всегда в российском обществе воспринимали неоднозначно, мгновенно превратился в символ свободы слова.
Почему же тогда следователь угрожает Гусинскому? Скорее всего, заявление Никитина рассчитано не на то, чтобы испугать олигарха или журналистов холдинга «Медиа-Мост». Никитин использует ситуацию, чтобы продемонстрировать властям усердие своего ведомства. Вот уже и в Интерпол обратились: скоро доставят.
Когда о мелочности власти начинают догадываться ее подчиненные — это настоящий приговор всей системе управления страной. Скоро эту мелочность будут использовать все — от бизнесменов до прокуроров. Для успеха собственного бизнеса, для повышения престижа своего ведомства, для расправы с конкурентами и оппонентами… А между тем мелочность — главный признак стиля нового российского руководства. Почерк Ельцина имел другие «загогулины», стиль его был сумасбродным, однако масштабным… Во времена Путина Россия начинает походить на другие бывшие советские республики, в которых лидеры давно уже вызывают невеселые усмешки подчиненных повышенным вниманием к аналитическим телепрограммам, невосприятием любого оппозиционного мнения, кроме собственноручно профинансированного, параноидальным страхом перед какой-либо конкуренцией. Президент России наконец стал настоящим председательствующим в совете президентов СНГ: ему не нравится кукла-Путин на НТВ, он пытается быть хозяином «ящика» и создал закрытый журналистский пул, главной функцией членов которого является не столько информировать общественность о деятельности президентской администрации, сколько сообщать начальству о настроениях путинского окружения… Однако это не является открытием Америки: соседи президента давно уже применили такую модель отношений с обществом.
Ситуация с Гусинским тоже легко объясняется этим отношением к власти и к себе во власти. Не может быть недобитых оппонентов! Путин требует Гусинского, Назарбаев — Кажегельдина, в стране Лукашенко (и не только в ней) оппоненты просто исчезают среди бела дня… Гонимый украинской Генеральной прокуратурой, Лазаренко слонялся по миру до тех пор, пока не попал в руки самого гуманного на планете правосудия — и теперь многие украинские политики не могут спокойно заснуть, думая о том, что он там им расскажет… Мелочность в отношении к оппонентам, к собственным властным функциям, к информации, даже к шутке… В конце концов, это и есть мелочное отношение к собственному народу — верный признак «факиров на час».
Выпуск газеты №:
№224, (2000)Section
День Планеты