Исламисты и США нашли друг друга
Мир изменился далеко не 11 сентября. Он начал меняться намного раньше. Противостояние во времена «холодной войны» заставляло Соединенные Штаты и Советский Союз искать союзников для взаимного сдерживания. Вашингтон избрал своим партнером многие исламистские организации на Ближнем Востоке, чтобы притормозить динамичное распространение коммунизма. Вероятно, это было одной из величайших ошибок американской внешней политики последних десятилетий.
Избранная Штатами тактика давала сбои еще в далекие 70— 80-е годы. К примеру, ближайший союзник США, президент Египта Анвар Садат был убит исламистами. Теми самыми, которых поддерживали американцы и к которым благосклонно относился сам Садат в надежде, что исламистское движение положит конец популярности левых, достаточно сильных в те времена в Египте. Определенные надежды в Вашингтоне возлагали на Иранскую революцию 1979 года, рассчитывая, что она ослабит просоветский режим в Афганистане. Правда, захват немного позже американского посольства в Тегеране вынудил США сменить отношение к новым иранским властям с нейтрального на резко конфронтационное. Переломный этап в идейной, антикоммунистической близости американцев и исламистов наступил после вторжения армии Ирака в соседний Кувейт. Успешно проведенная американцами военная кампания по освобождению захваченного государства значительно укрепила позиции США в регионе. Во многих странах Персидского залива были размещены военные базы Соединенных Штатов. В результате усиливающаяся экспансия американцев вынудила исламистов к сопротивлению. Два бывших союзника постепенно начали превращаться во врагов. Нельзя не заметить и того, что для многих обществ существование внешнего врага — своеобразный фактор дальнейшего развития и усовершенствования внутри страны. Соединенные Штаты — далеко не исключение из этого правила. После краха Советского Союза США нужен был новый враг, и его нашли. Таким врагом стали исламисты. Логично, что врагом исламистов стали американцы. Два бывших союзника нашли друг друга для дальнейшего противостояния, апогеем которого стало 11 сентября 2001 года.
После «черного вторника» многие заговорили о том, что начали сбываться наихудшие прогнозы по поводу столкновения цивилизаций. Но его не произошло и не может произойти по одной простой причине: сегодня нет ни одной силы в мире, равной по своей мощи западной цивилизации, в которой доминирующую роль играют Соединенные Штаты. Разве может идти речь об исламской цивилизации, если население мусульманских стран бедствует, а уровень безграмотности среди жителей, похоже, не сравним со многими государствами на планете? Вероятно, цинично прозвучит следующее утверждение, однако «исламская цивилизация» не производит даже самолетов: теракты 11 сентября были осуществлены на американских «Боингах». Арабская цивилизация существовала и простиралась от Испании до Китая, но ее расцвет выпал на далекое VII столетие. Сегодня же арабские страны не в состоянии даже нефть добывать без помощи западных компаний. Поскольку нет цивилизации, то разве может идти речь о столкновении? Произошедшее 11 сентября — типичный терроризм, продиктованный ненавистью к господствующей западной цивилизации. В какой-то степени Сэмюель Хантингтон своим трудом о столкновении цивилизаций воодушевил арабов. Он и сделал из них цивилизацию. Более того — такую цивилизацию, которая способна осуществить удар по Западу в самый разгар процветания последнего.
Результаты противостояния вчерашних друзей за два последних года достаточно заметны. В Афганистане на смену талибам пришли новые власти, в любом случае лучше предыдущих. Свергнута тирания Саддама Хусейна в Ираке. Все «ястребы» в арабском мире резко стали «голубями». Усиливающееся влияние Соединенных Штатов вынуждает арабские правящие элиты быть более сговорчивыми и покорными. За примерами далеко ходить не надо. Лидер Ливии Муамар Каддафи согласился выплатить 2 миллиарда 700 миллионов долларов семьям жертв катастрофы самолета компании «Пан Американ», чтобы возобновить сотрудничество с западными государствами. Сирия, о которой говорили как о следующей американской цели после Ирака, в конце концов согласилась по требованию Вашингтона закрыть представительства «Исламского джихада» и Народного фронта освобождения Палестины. Но это касается официальных режимов, в то время как исламистские группировки стали более враждебными по отношению к США. Борьба будет очень долгой и напряженной. Самостоятельно Соединенным Штатам вряд ли удастся в ней победить.
Кроме прочего, Вашингтон должен быть более жестким по отношению к тем режимам в арабском мире, которые пренебрежительно относятся к правам человека, вообще к жизни человека. В противном случае озлобленность населения станет неисчерпаемым источником для манипуляции, чем уже пользуются и наверняка будут пользоваться в дальнейшем руководители террористических сетей. К сожалению, США закрывают глаза на грехи режимов, как только те становятся лояльными...
Выпуск газеты №:
№160, (2003)Section
День Планеты