Испытание стихией

Цунами, поразившее в конце прошлого года страны Индийского океана, доказало, что неистовство сил природы является более страшным, чем терроризм, также не знающий границ и пощады. Странам, расположенным в регионе Индийского океана, предстоит оправиться от удара — и постараться защитить своих жителей, хозяйство, туристическую привлекательность. Наиболее пострадала от катастрофы Индонезия: эпицентр землетрясения, вызвавшего гигантские волны, находился совсем рядом с индонезийским островом Суматра. О том, как эта страна встречает брошенные ей вызовы, «Дню» рассказал Советник-посланник Посольства Индонезии в Украине Тауфан АДИТЬЯВАРМАН.
— По последним данным, мы уже похоронили около 99 тысяч жертв цунами, и еще около 127 тысяч по-прежнему считаются пропавшими без вести. 417 тысяч человек остались без крова. Около 10% из почти полумиллиона потерпевших теперь страдают психическими расстройствами, тысячи детей стали сиротами, многие люди потеряли работу. Повреждены здания школ, больниц, морских портов, аэропортов, разрушены дороги, мосты, системы орошения, военные объекты.
Оказание первой помощи займет от шести месяцев до года, и работать придется в чрезвычайных условиях. Начавшиеся сейчас ремонтные и восстановительные работы Индонезия планирует окончить в течение года — полутора лет. А процесс полного восстановления пострадавших регионов продлится по меньшей мере пять лет, хотя, по некоторым прогнозам, может занять и десятилетие. В настоящее время активно восстанавливают линии электропередач и транспортные пути. Решена задача обеспечения водой и пищей 400 тысяч пострадавших, эти люди имеют крышу над головой. Конечно, мы приложим все усилия для возрождения пострадавших регионов, вернем людям их рабочие места.
Мы очень благодарны за огромную помощь, оказанную нам другими странами, за теплые слова поддержки, выраженные правительствами государств, негосударственными организациями и гражданами всего мира. Индонезия была в состоянии самостоятельно справиться с любым природным бедствием, но масштаб катастрофы, случившейся 26 декабря 2004 года, стал беспрецедентным не только для Индонезии, но и для других стран, расположенных на побережье Индийского океана. Многие из тех, кто сразу же бросился на помощь пострадавшим, погибли вместе с ними — офицеры службы спасения, полицейские, солдаты, врачи, медсестры… С самого начала на пути спасателей возникли серьезные препятствия. Во- первых, наиболее поврежденными оказались городские регионы, откуда должна была поступать первая помощь. Во-вторых, одна из двух главных автомагистралей, соединяющих пострадавшую провинцию Ачех с Северной Суматрой, оказалась заблокированной, а вторая была сильно повреждена и запружена беженцами. В наиболее пострадавших регионах были разрушены аэропорты. Наконец, была уничтожена техника, предназначенная для ликвидации последствий природного бедствия: бульдозеры и вертолеты смыло водой.
— Джакарта дала иностранным спасателям время на миссию в Ачехе до конца марта. Хватит ли затем у страны собственных сил для продолжения восстановительных работ?
— Конечно, мы сможем справиться сами.
— В Ачехе давно продолжается противостояние между повстанцами и правительственными силами. Может ли катастрофа повлиять на решение проблемы Ачеха?
— Да, я полагаю, что изменения произойдут уже в ближайшее время. Это трагическое событие еще раз продемонстрировало способность всей нации ко взаимопониманию и единению. Со всей страны в Ачех направились добровольцы, вся страна собирает деньги и вещи для пострадавших. Я верю, что это полностью изменит отношение некоторых жителей Ачеха, и они перестанут поддерживать повстанцев — наоборот, будут бороться с ними. А без поддержки большинства жителей мятежники потеряют основания для своих действий.
— Но повстанцы объявили о прекращении огня и заявили, что примут активное участие в помощи пострадавшим от цунами, призвали всех помочь людям Ачеха…
— Я думаю, что подобное решение было очень мудрым с их стороны. Лучшее сотрудничество, которое они могут предложить, — капитуляция перед индонезийскими властями. В сотрудничестве с мятежниками или без него индонезийское правительство продолжит работы по восстановлению провинции.
— Могут ли повстанцы, помогая людям, быть уверены в том, что их не арестуют?
— Они могут быть уверены в этом до тех пор, пока не причиняют вреда и до тех пор, пока кто-то не узнает в них повстанцев.
— Над восстановлением Ачеха работают в том числе индонезийские военные. Можно услышать мнение, что это была не лучшая идея — послать военные отряды в такой проблемный регион.
— Учтите, что ачехские повстанцы находятся в горах, в лесах. А от цунами пострадало равнинное побережье. Когда надо помогать людям, спасать их, — нет разницы, военные или гражданские делают это.
— Насколько поможет избежать возможных жертв и разрушений система раннего оповещения о цунами, которая будет создана в Индийском океане наподобие тихоокеанской?
— Никто не может гарантировать, что подобная природная катастрофа не случится вновь. Декабрьское землетрясение, вызвавшее цунами, стало самым сильным в мире за последние 40 лет. Предыдущая масштабная катастрофа в 1964 году поразила Аляску, Британскую Колумбию, Калифорнию и города на северо-западном побережье Тихого океана. Тогда погибли 122 человека. До настоящего времени центры систем заблаговременного предупреждения о цунами существовали только в Тихом океане. Конечно, создание такой системы позволит минимизировать последствия стихийного бедствия, но все зависит от того, сколько времени у нас будет для организации эвакуации. Эпицентр землетрясения 26 декабря находился возле Суматры, и у ее жителей было только 15 минут, прежде чем на их головы обрушились волны цунами. Поэтому я считаю, что решение распределить центры оповещения о цунами по разным странам региона является оптимальным. Система предупреждения о землетрясениях уже работает в Индонезии, поскольку часть нашей страны находится в одном из сейсмически активных регионов мира. Эта система будет усовершенствована. И конечно, задачей правительства Индонезии является обучение населения правилам безопасности и поведения в случае стихийных бедствий.
— Будут ли созданы особые подразделения, спасательные команды?
— Я не думаю, что существует такая необходимость: в каждой провинции Индонезии уже существуют подразделения, призванные ликвидировать последствия стихийных бедствий и помогать пострадавшим, а также действует Национальный координационный совет по устранению последствий катастроф. Что нам действительно необходимо, так это улучшить профессиональные навыки спасателей и обеспечить их современным оборудованием, а также мы должны усовершенствовать координацию работы в подобных условиях.
Выпуск газеты №:
№26, (2005)Section
День Планеты