Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Испытание внешней политики Обамы

14 декабря, 19:10
ВОПРЕКИ НЕКОТОРЫМ СКЕПТИЧЕСКИМ РЕПОРТАЖАМ ПРЕССЫ, ВСТРЕЧА НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ МЕЖДУ АМЕРИКАНСКИМ ЛИДЕРОМ БАРАКОМ ОБАМОЙ И КИТАЙСКИМ ПРЕЗИДЕНТОМ ХУ ЦЗИНЬТАО В НОЯБРЕ БЫЛА ВПОЛНЕ УСПЕШНОЙ / ФОТО РЕЙТЕР

Завершая свой первый год на посту президента, Барак Обама сделал смелый шаг, решив увеличить количество американских военнослужащих в Афганистане до более 100 тыс. человек. Критики слева указывают на то, что война в Корее повредила президентству Гарри Трумэна, как и война во Вьетнаме определила судьбу администрации Линдона Джонсона. Таким образом, Обама рискует стать третьим демократическим президентом, чьи внутриполитические планы будут омрачены трудной войной.

Но и критики справа жаловались, что подход Обамы к внешней политике был слабым, слишком извиняющимся, и что Обама чрезмерно полагался на «мягкую» силу. Они волнуются по поводу обещания Обамы вывести американские войска из Афганистана спустя 18 месяцев после ввода дополнительного контингента.

Обама наследовал обременительную внешнюю политику: мировой экономический кризис, две трудные войны, нарушение условия нераспространения ядерного оружия Северной Кореей и Ираном, ухудшение процесса мирного урегулирования на Ближнем Востоке. Затруднительное положение Обамы заключалось в том, чтобы справиться с этим тяжелым наследством, создавая при этом новое видение того, как американцы должны относиться к остальному миру.

Благодаря серии символических жестов и речей (в Праге, Каире, Аккре, Организации Объединенных Наций и так далее), Обама помог восстановить американскую «мягкую» силу. Как показал последний опрос, проведенный Исследовательским центром Пью, «во многих странах мнение о Соединенных Штатах сейчас такое же положительное, какое оно было в начале десятилетия — до того, как Джордж Буш стал президентом».

Будет ошибкой принижать роль, которую стремящиеся к переменам лидеры могут сыграть в изменении сути сложных проблем. Власть подразумевает определение программы действий и создание преференций для других, а также предприимчивость и напористость. Поэтому администрация Обамы говорит о «разумной власти», которая успешно комбинирует жесткую и «мягкую» силу в различных контекстах. Но «мягкая» сила создаст скорее разрешающую, чем блокирующую среду для политики.

Критики утверждают, что Обама ничего не делает, а только говорит. Они изображают его как рок-звезду, которая получила Нобелевскую премию, раздавая обещания, а не исполняя свою роль. Они насмехаются над его популярностью и обращают внимание на то, что Средний Восток остается неподатливым, Северная Корея — ядерной, Ирак и Афганистан — неурегулированными, а Иран — трудным. Но ни один серьезный эксперт не ожидал бы чего-нибудь другого за столь короткий период. Жесткий подход Буша и Чейни определенно не решил этих проблем.

Более того, в дополнение к словам было несколько важных действий. Первое и самое важное — это обуздание Обамой экономического кризиса. Когда он приступил к исполнению обязанностей, его экономические советники говорили ему, что шанс повторения депрессии в стиле 30-х годов равняется один к трем.

Если бы Обама не избежал этой катастрофы, все остальное в сравнении потеряло бы значение. Успех потребовал не только выделения пакетов экономического стимулирования внутри страны, но и международной координации. Несмотря на меры, предпринятые США против импорта китайских шин, уровень протекционизма был гораздо меньше, чем в 1930-е годы и чем предсказывали наблюдатели. Более того, Обама использовал кризис для того, чтобы осуществить то, что уже многие давно предлагали: трансформировать «большую восьмерку» в более широкую структуру, «большую двадцатку», которая включает основные развивающиеся экономики.

Урегулирование Обамой взаимоотношений с Китаем тесно связано с экономическим кризисом. Как Америка реагирует на усиление могущества Китая, является одним их самых важных вопросов внешней политики двадцать первого века. Обама расширил экономические заседания, проводимые министерством финансов, до стратегического диалога под председательством государственного департамента с повесткой дня, которая включает изменение климата, а также многосторонние вопросы.

Вопреки некоторым скептическим репортажам прессы, встреча на высшем уровне между Обамой и китайским президентом Ху Цзиньтао в ноябре была вполне успешной. В то же время, он признал, что сохранение близких союзнических отношений с Японией и Австралией — и хороших отношений с Индией — помогает сохранить широкие возможности, которые могут создать нужную обстановку для развивающегося Китая.

Еще одним важным достижением Обамы в его первый год пребывания на посту президента был пересмотр проблемы, касающейся нераспространения ядерного оружия. Решение этого вопроса, как считали многие эксперты, находилось на кризисном этапе в конце эры Буша. Поставив в качестве долгосрочной цели создание безъядерного мира (хотя, возможно, не в период его жизни), Обама многократно говорил о долгосрочном обязательстве Америки, описанном в статье 6 Договора о нераспространении ядерного оружия, которое заключается в снижении роли ядерного оружия. Далее, в конце этого года он провел переговоры с Россией, преемницей Договора о сокращении стратегических вооружений, и внес вопрос о нераспространении ядерного оружия, как один из главных, в повестку дня ООН и на встрече «группы двадцати».

Критики ставят ему в вину то, что все эти достижения, как и успехи при разблокировании безвыходной ситуации в Судане и Бирме, были достигнуты за счет игнорирования вопросов о правах человека. Но в продвижении прав человека публичные заявления часто менее эффективны, чем долгосрочная стратегия. Речь Обамы в Гане, в которой недавно произошла успешная демократическая смена правительства, продемонстрировала такой подход.

Другие критики слева жаловались, что он не сумел заставить Конгресс принять жесткий закон об энергии прежде, чем начнется конференция по изменению климата в Копенгагене. Но Обама помог убедить Китай и Индию, чтобы они заявили о принятии полезных мер, он также поставит перед Америкой цель по уменьшению выбросов парниковых газов, что, возможно, спасет конференцию от провала.

Конечно, самое большое испытание еще предстоит в Афганистане. Сможет ли Обама скомбинировать жесткую и «мягкую» силу в стратегию разумной власти, которая будет работать? Создаст ли достаточно стабильную ситуацию увеличение американских и союзных войск, а также увеличение помощи в целях развития, для вывода войск, которое планируется на 2011 год? Сможет ли правительство Афганистана начать обеспечивать безопасность, чтобы защитить жителей от жестокости талибов? Или Афганистан станет той проблемой, которая определит судьбу президентства Обамы?

Так как Обама заканчивает свой первый год на посту президента, он должен знать, что Афганистан будет главным экзаменом, по результатам которого будущие историки будут судить о его внешней политике.

Джозеф С. НАЙ-младший — преподаватель Гарвардского университета и автор книги «Полномочия на лидерство».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать