К азиатско-европейскому сотрудничеству
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20071121/4203-3-1.jpg)
Возвышение Азии в качестве экономического и политического игрока демонстрирует сущность глобализации. К концу десятилетия экономика Китая будет больше экономики Германии. К 2040 году три из пяти крупнейших мировых экономических систем — Китай, Индия и Япония — будут находиться в Азии.
Это одна из граней Азии. Другая грань — это постоянная бедность, недостаточное развитие, колоссальная экологическая деградация, глубокое деление на город и село, демографические проблемы и проблемные банковские системы. Картина усугубляется рисками недостаточной безопасности вроде быстрого распространения ядерного оружия, фундаментализма и слабого или провального управления.
Широкие изменения, происходящие в Азии, не являются только экономическими, они также создают новые политические реалии, которые невозможно игнорировать. Сегодня азиатские страны действуют намного самоувереннее, чем раньше. Их военные бюджеты увеличиваются, появляется региональная конкуренция. Таким образом, наряду с огромными возможностями, вытекающими из глобализации, необходимо также уделить внимание и политическим рискам.
Немецкие и европейские чиновники должны внести ясность относительно того, что Европа должна предложить Азии. Они могут сделать это на саммитах ЕС/АСЕАН и ЕС/Китай в этом месяце. «Мягкая власть» европейской политической и социальной модели широко известна. Как однажды мне сказал один азиатский лидер, европейцы имеют то, к чему стремятся многие азиатские общества: демократическое правительство, передовую инфраструктуру, гражданские права, компании мирового класса, высокие образовательные и социальные стандарты и богатое культурное наследие. Это позволяет нам занимать такое высокое положение.
Необходимо гарантировать, что наша европейская модель, с ее акцентом на честные сделки для каждого, останется конкурентоспособной. Однако Германия может потерять больше, чем другие страны, в случае отступления от глобализации в сторону протекционизма. Только за первые шесть месяцев 2007 года стоимость немецкого экспорта практически перевалила за 500 миллиардов евро.
Но свободная торговля — это улица с двусторонним движением. Искусственно заниженные обменные курсы, ограничения на движения капитала и чрезмерно большие валютные резервы создают глобальные несоответствия. Любое стратегическое партнерство между Европой и Азией должно поощрять глобальную экономическую ответственность, основанную на сотрудничестве и прозрачности.
Европа и Азия должны совместно следовать курсу, акцентированному на глобальных ресурсах и устойчивости. Экология, климат и энергетические проблемы касаются каждого. Китай уже стал страной, выбрасывающей наибольшее количество углекислого газа. Экологическая деградация Азии не только вредит здоровью ее населения, но однажды станет и препятствием к экономическому росту.
Рост важен для нас в Европе, но еще большее значение он имеет для развивающихся экономических систем Азии. Однако, как показывает европейский опыт, нередко имеет смысл пожертвовать краткосрочными выгодами ради долговременных.
История европейской интеграции говорит о том, что региональное сотрудничество, взаимные уступки, преследование общих целей, а в некоторых областях даже передача суверенитета — лучший способ преодолеть напряженные отношения и обеспечить мирное решение проблем. Определенные элементы этого европейского пути могут быть уместны в азиатском региональном сотрудничестве.
Действительно, азиатские торговые и товарные потоки становятся все более и более связанными. Почти 50% своей торговли члены АСЕАН ведут в рамках Азии. Экономические отношения между главными игроками типа Китая и Японии становятся все более и более близкими — благодаря не только быстро развивающейся торговле, но и прямым инвестициям, а также региональным сетям производственных предприятий.
Экономические связи прокладывают путь к восстановлению политических отношений и более тесным связям. АСЕАН, наряду со своими дочерними институтами, например Региональным форумом и Восточно-азиатским саммитом АСЕАН, является движущей силой интенсификации азиатского сотрудничества, в котором одним из факторов является безопасность. АСЕАН работает со своими партнерами над решением глобальных проблем: безопасности, энергетических вопросов и изменения климата, а ее планы относительно более широкого сотрудничества — первый и обнадеживающий шаг к созданию политической организации.
В этом году контакты ЕС с АСЕАН и ее членами стали намного ближе. Встреча министров иностранных дел, проведенная во время президентства Германии в Совете ЕС, вылилась в появление Нюрнбергской декларации, заложившей фундамент для более тесного сотрудничества АСЕАН и ЕС. Европе необходимо стать совладельцем азиатских акций, если обе стороны хотят получать максимальную выгоду от сотрудничества и помочь сформировать мир будущего.
В Азии все больше людей понимают, что участие в глобальном процветании также означает участие в распределении ответственности за глобальный мир и развитие. Мы в более широком смысле смотрим на то, что Китай взял на себя разрешение северокорейского ядерного кризиса и повлиял на недавнее решение Совета безопасности относительно Дарфура. Учитывая наступающее президентство Японии в Большой Восьмерке, а также Олимпийские игры в Пекине в следующем году, Азия окажется в центре внимания в большей степени, чем когда-либо.
В свете таких событий, как, например, в Бирме, АСЕАН должна ясно заявить о своей позиции. Такая перекалибровка глобальной ответственности должна стать постепенным процессом, способствующим диалогу и стабильности. Бескомпромиссный подход здесь также был бы неуместным. Европе необходимо серьезно рассмотреть азиатские представления о глобальном управлении. С другой стороны, новые азиатские игроки должны принять во внимание европейский прогресс, достигнутый в этой сфере за вторую половину XX столетия.
Проблемой, возникающей перед управлением государственными делами XXI столетия, будет необходимость разработки объединенных решений общих проблем. Это как раз то, что вдохновило Хайлигендаммский процесс, начатый на встрече Большой Восьмерки в этом году, который впервые собрал лидеров Большой Восьмерки вместе с лидерами главных развивающихся экономических систем мира, включая Китай, Индию, Бразилию, Мексику и Южную Африку.
Не существует неотвратимого противоречия между европейскими ценностями, и тем, что подразумевается под азиатскими ценностями. У нас имеются взаимно обогащающие друг друга евроазиатские традиции, которые могли бы служить основой для такого диалога.
Именно в этом контексте должна быть заметна приверженность Европы к внутренней реформе, правам человека, международному праву и ответственному правлению. Глобальные ценности — это благое дело, которое Европа намеревается продвигать во всем мире. Очевидно, это означает принятие стандартов, которых мы ждем от других. В этой прогрессивной трансформации международной системы немецкая и европейская внешняя политика будут играть активную роль. Что нам необходимо, так это не риторика, а взвешенные усилия, направленные на то, чтобы найти практичные и предусмотрительные решения ключевых вопросов, в которых остро нуждается региональное и международное сотрудничество.
Франк-Вальтер ШТАЙНМАЕР — министр иностранных дел и вице-канцлер Германии.
Выпуск газеты №:
№203, (2007)Section
День Планеты