К постнациональной демократии
В Потсдаме политики и представители ведущих медиа обсудили пути спасения европейского проекта
Экономический и финансовый кризис в Европе стал поводом для некоторых сил в Украине и даже некоторых правительственных чиновников заявлять о провале европейского проекта и искать какой-то новый проект вместе с Россией. И это при том, что, с одной стороны, украинская власть законодательно закрепила курс на интеграцию в ЕС и парафировала соглашение об ассоциации и углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с евросообществом. А с другой стороны, выглядит таким образом, что в Украине мало осознают, что на самом деле происходит в Европе, как там решают проблемы и какой будет Европа после кризиса.
Между тем в самой Европе активно дискутируют вышеназванные темы. И одной из таких возможностей узнать об этом глубже стала международная медиа-конференция в Потсдаме M100 Sanssouci Colloquium 2012 под названием «Какая Европа? Умение извлекать уроки из кризиса», состоявшаяся в конце прошлой недели. К сожалению, на этой конференции не было ни одного представителя от Украины: ни со стороны правительства, ни со стороны оппозиции.
А дискуссия там была очень интересной. Тон ей задал австрийской новеллист и эссеист доктор Роберт Менассе своей речью «Обратное отчисление для Европы». Кстати, его статья под таким заголовком была опубликована в немецкой печати в тот же день. Тем временем бывший премьер-министр Венгрии Гордон Байнаи в своем выступлении обратил внимание на кризис кризисного менеджмента; член Европарламента, экс-министр иностранных дел Греции Димитрис Друцас объяснял особенность выхода Греции из кризиса; а президент Атлантического клуба Болгарии, экс-министр иностранных дел Соломон Паси рассказал о том, как можно преодолеть недостатки демократии.
Но особого значения конференции придавало еще одно обстоятельство. В этом году лауреатом премии M100 Media Prize стал президент Европейского центрального банка Марио Драги, прибывший на церемонию награждения после заседания совета банка, на котором были запущены программы выкупа облигаций, чтобы сбить ставки по ценным бумагам. И, чтобы произнести приветственную речь в честь Драги здесь, в Потсдаме, из Италии на своем Ferrari приехал его школьный товарищ президент Ferrari S.p.A Люка ді Монтеземоло. Кроме того, главную речь на вечерней церемонии награждения произнес министр финансов Германии Вольфганг Шойбль. А в своем панегирике (хвалебной речи в честь Драги) Глава наблюдательного совета Deutsche Bank AG, доктор Пауль М. Ахляйтнер сказал, что награждение главы ЕЦБ в истории будет оставаться как водораздел между двумя эпохами — В.С. (before crises — до кризиса) и A.D. (after deliverage — после преодоления кризиса), намекая на период до рождения Христа (B.C.) и после его рождения (A.D.).
Большинство участников конференции были убеждены, что кризис будет в конце концов преодолен. Свидетельством этого, по их мнению, является желание европейских правительств преодолеть кризис, готовность идти на жертвы, воплощать в жизнь непопулярные решения в своих странах. Правда, выход из этого кризиса видят по-разному.
Как отметил в своем выступлении доктор Менассе, родители-основатели Евросоюза не могли предусмотреть проблемы, с которыми в будущем столкнется Европа. Они верили, что всегда найдется решение. Так и было до последнего кризиса, пока Европа не столкнулась с таким явлением, как националистические партии в парламентах некоторых стран ЕС, вследствие чего европейский проект оказался под угрозой.
Менассе считает, что выходом из такой ситуации — преодоления национализма — может стать введение постнациональной демократии и создание наднациональной Европы. Не может Европа строиться на демократии ХІХ века, когда главной задачей было строительство наций, — отметил он.
И в этом, возможно, главная проблема «сложностей перевода» между Украиной и ЕС. Ведь Украина находится именно на этапе строительства нации, то есть по европейским меркам — в ХІХ веке.
По мнению Менассе, нужно, прежде всего, отменить Совет Европейского Союза, который стал оплотом национализма и на заседаниях которого главы государств и правительств пытаются отстаивать национальные интересы, а затем на родине заявляют о том, как они защищают национальные интересы перед бюрократией в Брюсселе. Будущее европейского проекта, убежден доктор Менассе, в запрещении национального представительства в Европейском Совете и построении Европы как свободной ассоциации регионов.
Экс-премер Венгрии Гордон Байнай тоже разделяет мысль, что одной из причин возникновения нынешнего кризиса является рост националистических настроений, проявлением чего является, в частности, изоляционизм и протекционизм, к которому прибегают некоторые страны. По его мнению, прежде чем кого-то обвинять в кризисе каждый должен посмотреть в зеркало и спросить, насколько я причастен к возникновению кризиса. С другой стороны, он обратил внимание на слова главы Еврогруппы Жан-Клода Юнкера, который в свое время заявил: мы знаем, что делать, но не знаем, будем ли переизбранными, если сделаем это.
И это, — считает Байнай, — мешает политикам проводить необходимые реформы для более быстрого разрешения кризиса. Более того, прибавил он, сейчас стало очевидно, что потенциальное решение находится в Брюсселе, потому что его не могут предложить национальные правительства. Поэтому, по мнению экс-премьера, задача для политиков заключается в выработке политических основ решения кризиса, которые предусматривают передачу национальных полномочий Брюсселю, в частности в сфере фискальной политики, и они должны честно объяснить избирателям, что другого выхода нет.
По его словам, выход Греции из еврозоны, а такой сценарий многие из аналитиков считают вполне возможным, будет означать для Эллинской Республики падение ВВП на 40 процентов, а для Германии соответственно — 15—20%. Но в таком случае немецкая марка выигрывает в стоимости 20—40 процентов.
Байнай считает, что Европе нужно найти способ, как пережить цунами глобализма, сохранить свое уникальное наследие и развивать его. А для этого нужно быстро учиться, опретивно адаптироваться к изменениям в соответствии с тем, что говорил Дарвин: выживают не сильные, а те, кто лучше всего адаптируется. Поэтому, отметил екс-премєр, ответ на этот вызов должен быть следующим. Во-первых, «страдания» при введении неотложных мер, реализации структурных реформ должны быть как можно короче. Во-вторых, должна быть сохранена социальная стабильность, недопущены обратимые процессы в обществе. В-третьих, политики должны быть честными перед народом.
Кроме того, отметил Байнай, в Европе нужно создать такие институты, которые бы могли работать на долгую перспективу и сохраняли непрерывность, не ограничивались четырехлетним циклом. А это возможно, считает он, через усиление европейского правительства, чтобы оно имело возможность работать долгое время.
Член Европарламента, экс-министр иностранных дел Греции Димитрис Друцас не сомневается, что его страна с помощью ЕС выберется из долговой ямы и при этом воспользуется шансом построить новую Грецию для нового поколения. Он признался, что из-за плохого менеджмента, клиентелизма (личные отношения «патронов» и «клиентов», код их взаимодействия. — Ред.), взяточничества и нехватки верховенства права за последние несколько десятилетий страна потеряла жизнеспособность и теперь все это нужно изменить. Но, предостерег экс-министр, нельзя много требовать от греков за очень короткое время.
Кроме того, господин Друцас считает целесообразным проведение референдумов в ЕС, чтобы граждане чувствовали причастность к принятию решений. Между тем, ныне люди чувствуют себя более удаленными от Европы, поскольку решения принимаются за закрытыми дверями, в Брюсселе, в ЕС. Поэтому референдум, убежден греческий евродепутат, заставит политиков вести более серьезные дискуссии с гражданами.
Между тем президент Атлантического клуба Болгарии, экс-министр иностранных дел Соломон Паси считает, что наступило время заменить голосование расчетами. При этом он сослался на известного ученого Лейбница, который сказал, что все споры между людьми должны заменить расчеты. По его мнению, ЕС и далее будет расширяться, включая в свой союз страны при помощи договоров, а не силой как это делала, например, Россия Петра Первого (который заявил: «Я не могу защитить свои границы, поэтому вынужден расширяться»), распространяя на соседей зону благосостояния, стабильности и безопасности. По мнению Паси, границами Европы можно назвать «границы» Евровидения или УЕФА. Он убежден, что границы ЕС будут и далее расширяться, и в ближайшем будущем будет обсуждаться членство Украины и, возможно, Марокко.
Впрочем, наиболее квалифицированный диагноз кризиса еврозоны дал президент ЕЦБ Марио Драги, который получил награду M100 Media Prize за вклад в спасение общей европейской валюты. В своей речи перед издателями и представителями ведущих европейских медиа и экспертами он отметил, что евро — это вторая важнейшая в мире валюта, в ней сохраняется
25 процентов валютных резервов, 1,5 трлн. евро переходит из рук в руки ежедневно на международных биржах, ежедневно этой валютой пользуется 350 млн. людей.
Господин Драги, которому Еврокомиссия поручила подготовить видение евро на следующее десятилетие, назвал одной из главных причин кризиса зоны евро недостаток координации монетарной политики ЕС и финансовой и экономической политики стран-членов еврозоны, которая не гарантирует стабильности и не способствует улаживанию кризиса. Следовательно, отметил он, нужно по-новому пересмотреть организацию еврозоны на более безопасной основе и разработать новую архитектуру, которая примет во внимание уроки кризиса.
«Поскольку экономическая и финансовая политики стран еврозоны сильно взаимосвязаны, то нам нужно найти способы, чтобы национальные решения не вредили другим членам монетарного союза. Мы также видим, что сохранение стабильности требует общих институтов, которые могут быстро реагировать», — отметил Драги.
По его словам, государства-члены еврозоны должны отдавать в центр больше суверенитета. Ведь именно это является четким меседжем кризиса. Вместе с тем, — сказал он, — нам не нужно передавать все полномочия в Брюссель, кроме тех суверенных полномочий, которые необходимы для обеспечения стабильного монетарного союза. И это все, отметил глава ЕЦБ, будет сопровождаться широким демократическим участием и легитимизацией.
Драги отдельно остановился на теме политического союза, который является четвертым столбом интеграции Европы после фискального, экономического и финансового союза. Без этого мы можем договориться, но кто-то может в любое время сказать Nein zu alles (не всем — в переводе с немецкого). Поэтому он считает необходимым, чтобы политическая интеграция развивалась параллельно экономической интеграции.
Глава ЕЦБ призвал медиа, издателей и политиков помочь создать настоящее европейское общественное пространство. По его словам, несмотря на отдельные обветшалые стереотипы, в целом наблюдается позитивная тенденция: постепенно среди граждан еврозоны создается ощущение принадлежности к общему и беспокойство относительно принятия решений. И одним из шагов усиления такой тенденции является обмен медиа, отметил он.
«Много причин быть оптимистически настроенным относительно того, что Европа найдет путь и будет двигаться к более сильной и более объединенной Европе. Ведь когда мы сталкивались с вызовом, то обязательно находили действенные решения. И в настоящий момент не нужны для этого ни чрезвычайные подходы, ни выбор. Перед нами полностью достижимый путь к полному объединенному монетарному союзу. И однажды я вернусь к этому замечательному месту по-настоящему sanssouci (без забот — в переводе с французского. — Авт.), — завершил свое выступление Драги.
На фоне достаточно оптимистичного выступления главы ЕЦБ довольно странным выглядит заявление премьер-министра Словакии Роберта Фицо о том, что «шансы сохранить еврозону в ее нынешнем виде — 50 на 50». В прошлое воскресенье в интервью Словацкому общественному телевидению словацкий премьер сказал, что некоторые страны-члены еврозоны, «возможно, будут вынуждены покинуть группу, чтобы евро было сильнее и стабильнее». При этом, как сообщает РИА «Новости», он добавил: «Если случится деструкция еврозоны, мы хотели бы остаться в группе самых сильных и сохранить евровалюту». Это вовсе не является признаком солидарности, чем долгое время гордился Европейский Союз, а скорее проявлением защиты национальных интересов.
Выпуск газеты №:
№161, (2012)Section
День Планеты