Как обеспечить безопасность в Черноморском регионе
Турция предлагает посредничество в урегулировании российско-украинского конфликта. Эксперты считают, что Киев и Анкара должны наполнить стратегическое партнерство конкретным содержанием
В последние годы украинские руководители часто говорили, что отношения между Киевом и Анкарой вышли на уровень стратегических. Но в то же время в разных документах или во время разных встреч Украина заявляла о стратегическом партнерстве с несколькими десятками стран. И, разумеется, в частности с Российской Федерацией. Но события этого года продемонстрировали, что сейчас мы находимся в состоянии войны с Россией, и речи не может быть о каком-либо партнерстве, не говоря уже о стратегическом.
Поэтому аннексия Россией Крыма, где проживают близкие к туркам крымские татары, а также российская агрессия на востоке нашей страны, стали испытанием стратегического партнерства между Украиной и Турцией.
И что мы увидели? Заявление главы турецкого внешнеполитического ведомства Ахмета Давутоглу после встречи с лидером крымскотатарского народа, народным депутатом Украины Мустафой Джемилевым 17 марта о том, что Украина является стратегическим партнером Турции, и в рамках этого партнерства Анкара выступает за территориальную целостность Украины.
28 апреля в интервью американскому телеканалу PBS турецкий премьер Эрдоган признал, что он и Путин уважают друг друга, добавив при этом, что во время телефонного разговора с Путиным он заявил, что не согласен с его действиями в Крыму.
То есть со стороны Эрдогана резкого осуждения действий Путина не было, а лишь призыв положительно относиться к результатам выборов в Украине и признать их легитимными.
Так на каком же этапе в настоящее время находятся украинско-турецкие отношения пытались выяснить участники Международного экспертного круглого стола «Украинско-турецкие отношения на современном этапе: возможности и препятствия», который состоялся 3 июля в Киеве в помещении секретариата ГУАМ.
Отношения между Украиной и Турцией являются очень важными в данный период становления нового международного порядка в регионе, считает Генеральный секретарь ГУАМ Валерий Чечелашвили. По его словам, торговый оборот между Украиной и Турцией составляет 6 млрд долларов, но это лишь 3% ВВП, поэтому есть много возможностей для увеличения двусторонней торговли.
Следовательно, отметил господин Чечелашвили, достижение успеха Украиной является важным для Турции и наоборот. В то же время он отметил, что российский рынок действительно является важным для обоих стран, но он также является рискованным.
Заместитель секретаря СНБО Александр Литвиненко акцентировал внимание на том, что в настоящее время существует нехватка понимания, как работают декларации, в частности о стратегическом партнерстве между Киевом и Анкарой. Вместе с тем он также отметил то, что отношения между Украиной и Турцией должны стать краеугольным камнем построения нового порядка в регионе.
Между тем посол Республики Турция в Украине Джан Йонет ТЕЗЕЛЬ откровенно признался, что нельзя понять природу кризиса в Украине и что должен быть нормативный ответ. «Пока рано делать выводы, нужно попытаться понять, почему возник нынешний кризис в Украине. Был ли он неизбежен, можно ли было отсрочить его наступление или избежать некоторых его элементов. Нужно быть реалистически патриотическими, слушать друг друга и учиться друг у друга», — отметил посол.
Он также сказал, что стратегическое партнерство является важным для Турции, и «мы его будем продолжать, в частности готовить к подписанию Соглашение о свободной торговле». «В сфере внешней политики, — продолжил турецкий посол, — мы будем содействовать тому, чтобы Украина почувствовала себя в безопасности, также будем помогать развивать демократию, инклюзивность и поддерживать неконфротанционные отношения с Россией».
На это директор Института востоковедения НАНУ Александр Богомолец ответил, что отношения украинцев с россиянами были хорошими, но это не помешало России отобрать Крым.
Заместитель директора департамента Европы в МИД Украины Ольга Чубрикова отметила, что за 23 года независимости Украины между нашим государством и Турцией не было ни одного конфликта. По ее мнению, сотрудничество между обеими странами еще больше можно сцементировать крупными проектами. Более того, добавила она, учитывая дух взаимного доверия, добрососедства Украина и Турция должны стать основой региональной безопасности. А для этого нужно больше делать и вместе предлагать решения, а также осуществлять активную геополитику.
Турецкие участники встречи отмечали, что Турция хочет иметь хорошие отношения с Россией и хочет использовать свои связи в качестве посредника, чтобы урегулировать кризис на Донбассе, а как член НАТО — стать провайдером безопасности в регионе. В частности на этом делал акцент профессор, председатель Центра стратегических исследований МИД Турции Ресуль Али УСУЛ. Вместе с тем он признал, что напряжение между Россией и Грузией, с одной стороны, а также между Россией и Украиной с другой стороны стали новыми вызовами в формировании нового мирового порядка.
Заместитель заведующего кафедрой политологии и международных отношений университета Мармара Эмре ЭРШЕН подчеркнул, что после аннексии Крыма баланс сил в регионе Черного моря изменился в интересах России. «Анкара поддержала Мирный план Порошенко, который является сильным сигналом доверия между Украиной и Турцией, но вместе с тем Турция не полностью использовала дипломатический потенциал в ситуации в Крыму», — считает он.
Доцент университета Атилим Али Хасан КАРАСАР также отметил то, что оккупация Крыма Россией полностью нарушила баланс в Черноморском регионе, разрушив традиционную безопасностную структуру. Вместе с тем он напомнил, что в 2004 году сама Турция выступила против нового безопасностного режима в Черноморском регионе. Напомним, что тогда Соединенные Штаты предлагали создать базы в Констанце и Варне, но бывшее правительство Турции, которое возглавлял Эрдоган, выступило против этих планов, вероятно, чтобы не раздражать друга Путина. А теперь очевидно, что эта ошибка Эрдогана вылилась сначала в российско-грузинскую войну, а теперь и в российскую агрессию в Украине. Потому что при наличии настоящих американских баз в Черном море этого бы, скорее всего, не случилось.
Более того, Эрдоган, как отмечают эксперты, сделал ставку на сотрудничество с Россией, которая стала третьим внешнеторговым партнером Турции. Из России поступает 16% газа, который потребляет Турция. Кроме того, Россия строит в Турции АЭС, причем, как отметили в разговоре турецкие дипломаты, данный контракт был оформлен без тендера. И наконец Анкара дала добро на строительство «Южного потока» в своих водах. Хотя турецкие эксперты отмечают, что это технический вопрос, и здесь не идет речь о том, что этот проект является угрозой для Украины. И после этого говорить, что Турция может быть посредником между Украиной и Россией?
Понятно, что с Турцией нужно сотрудничать и использовать все возможности для наращивания торгового оборота. А возможности для этого действительно есть. Как отметил професор, заместитель декана факультета экономически административных дисциплин Ближневосточного технического университета Фират Октай ТАНРИСЕВЕР, это сферы авиастроения и сталепроизводства. По его словам, Турция может способствовать энергетической безопасности Украины, доступу к Ближнему Востоку.
Старший научный сотрудник британского Королевского института международных отношений Chatham House Джеймс Шерр, который недавно побывал в Турции и Грузии и почти случайно попал на этот экспертный стол, отметил, что сейчас нужно принимать во внимание такую реальность, ведь транзит российских энергоресурсов проходит через Турцию. Он также сказал, что в настоящее время существует потенциал для турецких инвестиций в украинский угольный сектор.
«Но это требует реальной приватизации, соответствующего менеджмента и стабильного юридического законодательства, чего сегодняшний день нет. Поэтому данный вопрос является приоритетом. И более того, это требует ликвидации субсидий в украинском энергетическом секторе, устранения существующих неэффективных структур и механизмов. В прошлом все эти проблемы касались бизнеса и безопасности, а теперь они являются вопросом национального выживания. Я надеюсь, что нынешний президент это понимает и будет проводить реальные реформы. Ведь это важно не только для привлечения инвестиций в будущем. А здесь перспективы не очень радужные», — отметил британский эксперт.
По его мнению, в российско-украинском конфликте победителем стал Китай, а Турция — большим неудачником. Господин Шерр также обратил внимание на то, что эксперты много говорили о военной и безопасностной ситуации в этом регионе, не анализируя при этом динамику России, с которой она может без каких-либо препятствий провести модернизацию и переоснащение Черноморского флота, включая размещение передовых систем ПВО, радиус действия которых может достигать Средиземного моря.
«Я знаю, что это очень хорошо понимают, и это вызывает большую обеспокоенность в высшем военном командовании НАТО в Монс. Это также хорошо понимают в Грузии, где я недавно побывал в Батуми. И если говорить о результате обмена мнениями, то это сильное чувство угрозы, которое Украина ощущает в Черноморском регионе. И это становится реальной основой того, чтобы наполнить смыслом отношения, которые на протяжении многих лет были слишком риторическими и со слишком выхолощенным содержанием», — отметил Шерр.
Выпуск газеты №:
№123, (2014)Section
День Планеты