Перейти к основному содержанию

«Как воплотить хорошие политические намерения в практические дела»

Эксперт — об официальном визите Президента Украины в Румынию
21 апреля, 19:54
ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

В ходе официального визита Президента Украины Петра Порошенко в Румынию стороны подписали несколько соглашений и достигли ряда договоренностей. В частности Украина и Румыния подписали соглашение о совместном патрулировании государственной границы, которое позволит обеим сторонам более эффективно противодействовать коррупции, контрабанде и нелегальной миграции. Также было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере военных перевозок между обеими странами.

Кроме того во время совместной пресс-конференции с Клаусом Йоханнисом Порошенко поддержал румынскую инициативу по созданию Черноморской флотилии под эгидой НАТО и заявил о готовности Украины присоединиться к ней после того, как ее одобрит Альянс. Он также предложил создать украинско-румынско-болгарскую бригаду, а также поддержал строительство интерконнекторов в Румынии, чтоб из этой страны получать газ, а заодно предложил соседней стране воспользоваться украинскими газовыми хранилищами.

Со своей стороны президент Румынии отметил необходимость улучшения выполнения соглашения о малом пограничном движении, усилении экономических отношений, включении Украины в европейскую энергетическую сеть. А касаясь вопросов безопасности, Йоханнис отметил, что санкции против РФ должны оставаться до полного выполнения Минских договоренностей, и обе страны — Румыния и Украина — учитывая эволюцию в Черном море, должны усилить сотрудничество в этом регионе.

«День» обратился к директору Центра «Глобальный фокус» (Бухарест) Оане ПОПЕСКУ с просьбой прокомментировать значение визита Президента Украины в Румынию.

«В РУМЫНИИ СУЩЕСТВУЕТ СИЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС К РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ С УКРАИНОЙ»

— В значительной степени это символический визит. Это также важный двусторонний жест Украины и Румынии, который подтверждает преданность обеих сторон крепким отношениям. Я не уверена, что по крайней мере в этот момент румынская сторона имеет четкую идею относительно того, что мы можем достичь и что мы можем ожидать с украинской стороны.

У нас много общих интересов. Румыния остается преданной тому, чтобы Украина имплементировала Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли и приближалась насколько возможно к ЕС, к европейской перспективе.

Мы также разделяем обеспокоенность относительно безопасности в регионе Черного моря. У нас есть надежда, что саммит НАТО в Варшаве подтвердит выводы, которые были сделаны Альянсом на Вельском саммите, и продолжит их имплементацию, строя безопасность в регионе Черного моря.

В Румынии также существует сильный интерес к развитию экономических связей с Украиной. К сожалению, до Евромайдана отношения между Украиной и Румынией не были дружественными. Это побуждает нас к развитию хороших экономических отношений. И в то же время я думаю, по разным причинам обе стороны не были на высоте в создании коммерческих и экономических связей. Это та сфера, которую мы можем вместе развивать.

Также существует интерес в передаче румынского опыта по демократизации, строительству крепких институций, борьбы с коррупцией, внедрении верховенства права. Возможно, Украина может извлечь какую-то выгоду в изучении опыта Румынии. Конечно, существует немало вопросов, которые будут обсуждены. Но сейчас вопрос заключается в том, как воплотить хорошие политические намерения в практические дела.

Среди вопросов, которые будут обсуждаться, — поддержка со стороны Румынии политической перспективы Украины и более тесных связей с ЕС. Также будет идти речь о необходимости уделить больше внимания безопасностной среде, чтобы противостоять общим угрозам.

«РУМЫНИЯ ИЗ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА ЗНАЕТ, КАК СЛОЖНО РАБОТАТЬ, РЕФОРМИРУЯ ИНСТИТУЦИИ НА ШАТКОЙ ОСНОВЕ»

— Мы рады видеть, что в Украине есть функционирующее правительство. Впрочем, у нас есть большое сомнение относительно стабильности и прочности политических институций, учитывая высокий уровень коррупции, с которой нужно бороться. Румыния знает из собственного опыта, как сложно работать, реформируя институции на шаткой основе. А перед Украиной — двойной вызов. С одной стороны, она должна глубоко реформировать институции, чтобы на низком и высоком уровнях бороться с коррупцией. А с другой стороны — продолжающийся конфликт на собственной территории. Следовательно, она нуждается в стабильности институций.

Первая часть проблемы может быть решена самой Украиной, а другая часть — это наша общая проблема, стран в этом регионе, а также проблема НАТО, которое отвечает за безопасность на восточном фланге.

Поэтому мы ожидаем, что Украина останется преданной укреплению государства, и со своей стороны мы будем помогать этому всеми возможными способами.

Передача опыта борьбы с коррупцией могла бы стать одной из ключевых возможностей для сотрудничества. Мы видели, как сложно бороться с коррупцией на высшем уровне. Это была очень долгая и сложная борьба в Румынии, которая еще не завершилась. Мы изучили много уроков и имеем определенные успехи. Это могла бы быть одна из сфер, в которой Румыния могла многим поделиться и я надеюсь, что так и будет.

«РУМЫНСКАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ МОДЕЛЬ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОСТО ТРАНСПЛАНТИРОВАНА В УКРАИНУ»

— Структура наших институций, которые были наиболее эффективными в борьбе с коррупцией, в частности Национальное антикоррупционное бюро, строилась на испанской модели. Кроме того, мы получили много экспертиз из Британии, многие британские консультанты работают в Министерстве внутренних дел. Также нам передали свой опыт борьбы с коррупцией США, Германия, Нидерланды. Мы импортировали много западной экспертизы, но мы ее сильно адаптировали к нашей внутренней среде. Даже румынская антикоррупционная модель не может быть просто трансплантирована в Украину, в которой совсем другие отличия по сравнению с Румынией.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать