Какой будет внешняя политика США?
Ангела Меркель не нашла в своем графике времени для разговоров с Миттом Ромни. Зато в Варшаве его встретили аплодисментамиТрадиционно кандидаты на пост президента США не слишком сильны в вопросах внешней политики. Доходило до анекдотических ситуаций. Еще будучи кандидатом в президенты, бывший киноактер Рональд Рейган путал Бразилию и Бали, Мали и Марокко. Во время теледебатов он не узнал на портрете тогдашнего президента Франции Жискар д’Эстена. Возможно, в Европе это стало бы причиной поражения на выборах, но только не в Америке. Свой парень Рони заявил тогда, что неважно, если он кого-то не узнал, важно, чтобы его все знали. Другого американцам и не надо.
Хотя внешняя политика за редкими исключениями не особо влияет на распределение голосов на выборах, кандидаты считают своим долгом поездить по миру, чтобы не только себя показать, но и представить в первом приближении, какой будет внешняя политика США в случае его прихода в Белый дом. Вот почему перед началом важнейшей части кампании Ромни поехал в Европу и на Ближний Восток.
Традиционно первой в списке была Великобритания. Это не только дань уважения своему верному союзнику, но демонстрация Европе, кто в ней Америке всех милее.
В избирательном штабе бывшего губернатора штата Массачусетс поездку называли началом большого внешнеполитического наступления, которое должно изменить ход предвыборной кампании. Как отметил политолог Дуглас Шейфер, «в последние полгода Митт Ромни был занят исключительно разбором экономической политики президента Обамы. Если он хочет стать политиком национального масштаба, ему придется подробно объяснить, какую роль он отводит Америке в сегодняшнем мире».
Однако с самого начала все как-то не заладилось. Ангела Меркель не нашла в своем графике времени для разговоров с кандидатом в президенты США. Визит в Лондон тоже прошел не слишком гладко.
По прибытии в английскую столицу Ромни публично усомнился в безопасности Олимпийских игр, чем, конечно, сильно задел принимающую сторону. Премьер Дэвид Кэмерон язвительно заметил, что «проводить Игры в глухомани, конечно, гораздо легче, чем в мегаполисе». Это намек на работу Митта Ромни в оргкомитете Олимпиады в Солт-Лейк-Сити в 2002 году.
Затем кандидат в президенты США обидел лидера британской оппозиции Эда Милибанда, забыв его имя. И, наконец, Ромни оступился совсем не как опытный государственный деятель, а как начинающий помощник сенатора. Кандидат рассказал прессе, что в ходе своего визита встречался с главой британской внешней разведки MI6. Возмущению прессы не было предела. Как писала The Guardian, «До 1994 года британские власти даже не подтверждали существование MI6, хотя она работала уже 82 года. График главы этой структуры всегда держался в секрете. Пока не приехал Ромни — он бы еще фотографии с ним опубликовал». К тайнам своих спецслужб англичане всегда относились трепетно, секретность главы MI6 — это традиция, а на британских островах их чтят.
А тут еще особенности американского и британского вариантов английского языка, не учтенные Ромни. Его фраза о том, что он смог взглянуть на подготовку к Олимпийским играм «с обратной стороны Даунинг-стрит, 10», то есть из заднего окна резиденции Дэвида Кэмерона, вызвала едкие комментарии британских журналистов. Употребленное Ромни слово backside британцы, как правило, используют для обозначения задней части человеческого тела. А под «Даунинг-стрит, 10» чаще всего подразумевают пресс-секретаря премьера.
На Ближнем Востоке Ромни отличился воинственностью. Назвал Иерусалим столицей Израиля, чем вызвал протесты палестинцев. Ирану угрожал военным вторжением, если тот не прекратит свою ядерную программу. Россия тоже не осталась без его внимания. В интервью радиокомпании Fox News он без обиняков заявил, что «Россия последовательно препятствует действиям США в ООН. Конечно, мы не враги и не воюем друг с другом. Это не холодная война, но Россия является нашим геополитическим противником».
Несколько лучше прошел визит Ромни в Польшу. Там он встретился с министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским, через которого поблагодарил поляков за поддержку в военных конфликтах. Со своей стороны, польский министр подчеркнул, что Польша поддерживает отличные отношения с Вашингтоном, независимо от того, какая из партий находится в США у власти. После встречи с президентом Брониславом Коморовским кандидат на пост президента США выступил перед студентами Варшавского университета, которые встретили его аплодисментами. Затем возложил цветы к памятникам Неизвестному солдату, Варшавского восстания и Героев гетто. Эти символические жесты, кроме чисто протокольной нагрузки, имеют и глубокое символическое значение.
Не случайно, что на встрече Ромни с польским премьер-министром Дональдом Туском обсуждались проблемы мировой политики, в том числе отношений с Россией и Украиной.
Несомненно, Ромни своей поездкой в Польшу хочет заручиться поддержкой влиятельной в США польской диаспоры. Тем не менее, визит в Польшу высветил существенные расхождения в американском истеблишменте. Изоляционистские элементы в политике Обамы вызывают очевидное раздражение весьма влиятельных кругов в США, которые видят в этом угрозу ведущей роли страны на мировой арене.
Второй элемент состоит в том, что Вашингтон все больше делает крен на усиление своих отношений с так называемой новой Европой. Даже если отвлечься от предвыборной риторики и ее отличий от реальной политики, что свойственно всем американским кандидатам на высший пост в стране, все-таки Москве и Киеву из Варшавы дается однозначный сигнал сдвига центра тяжести американской политики в случае смены персоналий в Белом доме.
Украинская власть просто молиться должна на выбор американских избирателей в пользу Обамы. Если Ромни станет президентом и свои обещания выполнит хотя бы на 30%, то очень многим в Киеве придется совсем несладко. Вопросы демократии и соблюдения прав человека, борьбы с коррупцией снова выйдут на первый план. И никого за океаном не испугают киевские имитации телодвижений в сторону России. Как бы кому-то в Партии регионов или Виктору Медведчуку этого не хотелось, войти с Москвой в пространства и союзы уже просто невозможно. Слишком много потеряют господа олигархи и иже с ними. Так что, несмотря на очевидные ляпсусы, визит Ромни в Европу оказался результативным. Теперь слово за американским избирателем.
Для украинцев особенно интересен визит Митта Ромни в Польшу. Поэтому мы решили спросить у аналитика Института международных отношений Варшавского университета Анджея ШЕПТИЦКОГО о том, как он оценивает поездку Ромни в свою страну:
— Этот визит был очень неконкретен. Ромни почти ничего не сказал полякам интересного и важного. Когда он был недавно в Израиле, он там отметил, что Иерусалим — это столица Израиля. Это очень важно для евреев. Однако очень легко поехать в чужую страну и сказать, что у нее большая история.
В Польше Ромни ничего не сказал о визовом режиме, обошел он и тему отношений с Россией. Мне кажется, что главной целью этого визита была предвыборная кампания в США, для которой Ромни решил сделать фотографию с Лехом Валенсой. Теперь он может показывать это фото польским избирателям, которые живут в Америке.
С другой стороны, этот визит был важным для польского правительства и польских СМИ. Ромни встретился с министром Сикорским и президентом Коморовским. Кандидат в президенты США также прочитал лекцию в Варшавском университете, на которую пришло много экспертов и журналистов.
Что касается бойкота визита Ромни представителями профсоюза «Солидарность». Валенса — исторический руководитель «Солидарности», но в течение многих лет у него изменились политические симпатии (именно по приглашению Леха Валенсы Ромни и посетил Польшу. — Ред.). А теперь «Солидарность» очень конкретно сказала: для профсоюза, который представляет рабочих, очень нехорошо общаться и поддерживать представителя крупного бизнеса, которым является Митт Ромни. Это было главным аргументом: для организации рабочих американский олигарх не может быть настоящим партнером.
Подготовил Игорь САМОКИШ, «День»
Выпуск газеты №:
№134, (2012)Section
День Планеты