Карел ШТИНДЛ: «Политикам надо меньше обещать...»
Украину и Чехию объединяет «революционное прошлое». Чехия в свое время пережила эйфорию бархатной революции, воплотив ее в реальные достижения — вступление в ЕС и НАТО. Об успешности «революционного проекта» Украины пока что не приходится говорить. Возможно, негативную роль сыграл предвыборный фактор, на поводу у которого шли многие политики. Изменится ли ситуация после выборов? Сможет ли Украина наверстать упущенное? Об этом в интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Чешской Республики Карелом ШТИНДЛОМ. Он был непосредственным участником «бархатных» событий в Чехии, наблюдал за революционными событиями в Киеве, поэтому его комментарии в какой-то степени наполнены сопереживанием.
— О каких тенденциях свидетельствуют предварительные результаты выборов в Украине?
— Выборы показали, что избиратели были немного разочарованы правлением «оранжевых» политических сил. Следует признать, что большого успеха достигла Юлия Тимошенко. Большое количество голосов за Партию регионов ожидалось, поэтому здесь не было сюрприза. Более-менее ожидаемым был и результат «Нашей Украины». Я думаю, что теперь, когда будет решаться вопрос формирования «оранжевой» или другой коалиции, то главную роль будет играть Блок Юлии Тимошенко.
— Считаете ли вы ситуацию в Украине прогнозируемой?
— Прогнозы делать еще рано. Западные страны заинтересованы, в первую очередь, в том, чтобы изменения в Украине осуществлялись как можно быстрее. Кто это будет делать? Если говорить теоретически, то все зависит от самой Украины. Результаты этих выборов «открывают» и положительные, и негативные возможности. Опасения главным образом связаны с тем, что не существует политической силы, которая могла бы взять на себя ответственность по осуществлению четко определенной политики, которая бы не поддавалась влияниям.
— Способен ли нынешний «предварительный» состав парламента воплощать ожидаемые на Западе реформы, продолжать движение по вступлению в ЕС и НАТО?
— О новом составе можно будет говорить только после обнародования окончательных результатов выборов. Но если говорить о предыдущем составе, то он был не способен. Казалось, что усилия депутатов были направлены на то, чтобы ставить «подножку» правительству. В частности, это было видно на примере одобрения Верховной Радой законов по вступлению в ВТО.
— Какая правительственная конфигурация будет пользоваться наибольшим доверием на Западе?
— Ответ простой: надежды Запада связывались с «оранжевой» коалицией. Возможна ли она? Предварительные результаты позволяют предполагать это. Но также они позволяют создать и другие форматы коалиций...
— Каким будет отношение западных правительств к этим «другим форматам»?
— Западные столицы давно осознали (в частности, на примере стран Балкан), что давать оценку тем или иным правительствам можно только по реальной деятельности.
— У вас есть какие-либо опасения по поводу развития ситуации в Украине после выборов?
— У меня было опасение вначале, чтобы не произошло каких- то масштабных неприятностей во время выборов. Были, к примеру, сложности технического характера. Но приятно то, что эти выборы были самыми свободными и демократичными за все время существования независимой Украины. И это большой позитив. Других опасений у меня нет.
— При всей схожести «революционного» пути Украины и Чехии, где все-таки Киев, возможно, повернул не в том направлении?
— Я думаю, Украина утратила много времени в начале 1990- ых годов. Самая большая разница между Чехией после бархатной революции и Украиной после 1991 года состоит в том, что Украина в начале своей независимости не делала почти ничего для своей трансформации и утратила консенсус в обществе. Если брать за точку отсчета оранжевую революцию, то можем наблюдать то же самое. После бархатной революции в Чехии наблюдался общественный консенсус около трех лет. В Украине он оказался не долгосрочным. В этом наибольшая разница. Консенсус не просуществовал настолько долго, чтобы были укреплены определенные направления развития.
— Это время утрачено окончательно?
— Утрачен тот этап, во время которого можно было осуществлять значительные реформы. В Украине не хватает согласия в обществе. Мне кажется, украинские граждане связывали огромные ожидания с независимой Украиной. Они ждут уже 17 лет. Многие из них думают, что ничего хорошего для них еще не было сделано. При этом украинский народ надо очень уважать за то, что он уважает демократические институты своей страны, о чем свидетельствует большая явка на выборах — около 70%. В Чехии давно этого не было. Политикам надо меньше обещать, а обещанное последовательно реализовать.
Выпуск газеты №:
№50, (2006)Section
День Планеты