Катализатор интеграции
Словакия обещает Киеву поддержкуНа прошлой неделе, во время визита украинской правительственной делегации в Словацкую Республику, премьер-министру Украины Юрию Еханурову его словацкий коллега Микулаш Дзуринда передал «Предложения о помощи Украине в выполнении Плана действий Украина — ЕС». Документ, представленный офисом правительства Словацкой Республики, содержит предложения министерств и других государственных административных органов Словакии украинским коллегам. В нем также учтены результаты масштабного проекта «Партнерство в европейской интеграции Украины: усиление публичных дискуссий по вопросам ЕС», который был реализован рядом словацких и украинских неправительственных организаций.
«Предложения...», по замыслу их авторов, должны быть не только «шпаргалкой» для Украины, но и серьезным инструментом двусторонних украинско-словацких отношений. Но, данный документ, кроме своего «прикладного» значения, имеет еще и другой, более широкий, смысл. Словаки хотели бы, чтобы Еврокомиссия стала таким же заинтересованным читателем документа, как и украинское руководство. Словакия, как и другие страны Центрально-Восточной Европы — члены ЕС, ищет свое место в различных сферах деятельности Евросоюза. Для соседей Украины естественно, что внешнеполитические искания ведутся в том числе и в направлении формирования украинской политики ЕС.
Провозглашенная в 2003 году концепция «Политики соседства» многих оставила неудовлетворенными. В том числе и Украину, и ее западных соседей. С другой стороны, эта концепция открыла довольно значительное пространство для поиска форм и инструментов сотрудничества. Еще на этапе подготовки стран бывшего социалистического лагеря к вступлению в Европейский Союз главным потенциальным разработчиком и провайдером совместной европейской политики в отношении Украины была Польша. Именно эта страна имела и имеет сейчас наиболее широкие и наиболее интенсивные отношения с Украиной — как на уровне государств, так и на уровне обществ. В условиях 2002—2004 годов Польша брала на себя именно адвокатские функции в отношении Украины. Президент Александр Квасьневский был едва ли не единственным европейским лидером, который не стеснялся контактировать со скомпрометированным украинским коллегой Леонидом Кучмой. А польская официальная позиция в отношении необходимости признания перспективы членства в ЕС для Украины и по сегодняшний день продолжает раздражать верхушку евросоюзовской бюрократии. Но, «адвокатская» концепция была слишком привязанной к конкретным условиям и конкретным лицам. Президенту Ющенко в разговорах с Брюсселем нужен разве что переводчик, но отнюдь не адвокат. Именно поэтому в 2005 году, несмотря на заметное улучшение украинско-польских отношений, наблюдался определенный застой в треугольнике Киев — Варшава — Брюссель.
Словакия решила идти другим путем. Эта страна не имеет таких политических ресурсов, как Польша, которая де-факто признана неформальным лидером группы стран, присоединившихся к ЕС 1 мая 2004 года. Словакия, похоже, претендует на то, чтобы быть не столько «адвокатом» Украины, сколько ее «помощником». В этом контексте «Предложения в отношении помощи Украине в выполнении Плана действий Украина — ЕС» оказались очень кстати. Конечно, сам документ не идеален, но предложенная в нем форма сотрудничества может быть расценена вполне положительно. Именно поэтому к «Предложениям...» серьезно отнеслись в украинском правительстве. Словацкий путь в Европейский Союз похож больше на тот, которым стремится пройти Украина. Словакия позже, чем другие новые члены ЕС, реально начала проводить курс на европейскую интеграцию. Соответствующие реформы начались только с конца 1998 года, когда, после парламентских выборов, было сформировано коалиционное правительство М. Дзуринды, которое заменило непопулярное правительство В. Мечиара. Словаки утверждают, что ситуация в 1999 году в их стране и ситуация 2005 года в Украине очень подобны. Разница только в том, что словацкие амбиции на членство в ЕС были однозначно поддержаны Брюсселем, а вот в отношении украинских — существуют определенные проблемы.
Итак, сейчас есть два подхода. Словацкий в основном направлен на то, чтобы максимально эффективно воспользоваться возможностями, которые предоставляет «Политика соседства», а польский — на то, чтобы выйти за пределы этой политики. Украина же от условной конкуренции этих подходов только выиграет. Более того, в интересах Украины было бы стимулировать подключение других стран к дискуссиям в Евросоюзе по украинской политике. Конечно, надеяться на то, что мы в ближайшее время будем наблюдать позитивную заинтересованность украинским вопросом, скажем, со стороны Франции, не приходится. Но для Украины важно, чтобы в выработке украинской политики ЕС активное участие принимали не только Польша и Словакия, но и другие страны. Уже давно в этом плане активизировалась Литва. Надеемся, со временем удастся «разогреть» и другие государства.
Выпуск газеты №:
№12, (2006)Section
День Планеты