Перейти к основному содержанию

Казахстан: ловушка эскалации

«Власть должна начать немедленные переговоры о процедуре и дорожной карте досрочных выборов на прозрачной и честной основе», - эксперт
05 января, 17:56
ФОТО REUTERS

Казалось бы, ничего не предвещало беды для казахстанской власти. Новый год – люди празднуют, ходят друг к другу в гости, кто-то слушает речь президента, кто-то уехал отдыхать. И тут ситуация взрывается. 2 января в западноказахстанском городе Жанаозен, где в 2011 году уже проходили массовые протесты и были жестоко подавлены властями путем расстрела демонстрантов, из-за двукратного подорожания сжиженного газа (с 50−70 тенге в минувшем году до 120 тенге за литр с 1 января) на протест вышли тысячи местных жителей. Их возмутил «новогодний подарок» с центра: сжиженный газ здесь массово используют как автомобильное топливо. Дальше протесты лавинообразным образом охватили другие города Казахстана – сначала на западе, а потом и по всей стране: Алматы, Уральск, Актобе, Актау, Тараз, Шымкент, Кокшетау, Нур-Султан (бывшая Астана), Караганда, Семей...

Власти страны попытались купировать недовольство граждан, пойдя на уступки протестующим, существенно снизив цены на газ, но это не возымело эффект и не успокоило людей. Протесты становились все более массовыми. Дальше режим отреагировал задержаниями демонстрантов, силовыми мерами, интернет-блокадой и режимом чрезвычайного положения в бунтующих регионах. Силовики, включая армию, применили против протестующих светошумовые гранаты и слезоточивый газ, были зафиксированы столкновения правоохранителей с митингующими. Все это также вызвало обратный эффект: запылали в огне полицейские автомобили и спецтехника, начался захват и поджог административных зданий.  

«Анализ видео вечера в Алматы показывает, что сначала был мирный несанкционированный митинг, к которому не вышел ни один чиновник, ни один из сотен депутатов, - пишет в Фейсбуке Ермек Нарымбай, оппозиционный казахстанский политик, общественный деятель, политзаключенный, который проживает в Киеве. - Далее отключение интернета, силовой разгон митинга, светошумовые гранаты и слезоточивые гранаты, и только потом, спустя время поджоги машин неизвестными лицами, и повод для ЧП с войсками и запретами мирных митингов, любых. И ЧП ввели по Мангыстауской области, где рабочие организованностью не дали провокаторам из власти где-либо разбить витрины, поджечь машины. Цель поджогов машин в Алматы – запретить митинги и забастовки в Мангыстау и по стране».

Социально-экономические требования людей быстро переросли в демонстрации с политическими лозунгами. Участники протестов выступают против коррупции, безработицы, низкого уровня жизни и авторитарного политического режима. Главный лозунг, который звучит во многих городах — «Старик, уходи!» («Шал, кет!»). Так демонстранты призывают уйти из политики бывшего президента страны, 81-летнего Нурсултана Назарбаева, который в 2019 году формально уступил пост главы государства Касым-Жомарту Токаеву, однако сохранил за собой весомую роль в жизни страны. Уже 30 лет Назарбаев возглавляет Совет безопасности Казахстана, он также остается членом Конституционного совета и главой правящей партии Нур Отан.

Позже в соцсетях появился четкий перечень требований протестующих, которые касаются и Украины. Правда, тут еще необходимо их подтверждение: 1. Немедленное освобождение всех политзаключенных. 2. Полная отставка и сложение полномочий Президента, Председателя Совета Безопасности РК, Правительства и Парламента. 3. Политические реформы: Создание Временного Правительства из авторитетных и публичных граждан-участников сопротивления в Казахстане. Проведение силами ВП свободных выборов. 4. Главным условием политических реформ является — неукоснительная приверженность ценностям демократии и соблюдение прав человека, признание годы правления СССР  преступлением против народов постсоветской империи, осуждение военной агрессии против Украины и аннексии Крыма, выход из состава СНГ, ЕАЭС и прочих союзов с Российской Федерацией.

5 января президент Казахстана Токаев принял отставку правительства и его главы Аскара Мамина, назначив временно исполняющим обязанности премьер-министра Алихана Смаилова. Члены правительства будут продолжать исполнение своих обязанностей до утверждения нового состава. В тот же день, ближе к вечеру, в своем втором видеообращении к нации Токаев заявил, что вступает в должность председателя Совета безопасности. Ранее этот пост пожизненно занимал Назарбаев. Позже главред российской радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов со ссылкой на источник в МИДе сообщил о том, что первый президент Казахстана готов покинуть страну для «лечения».

«С сегодняшнего дня председатель Совета безопасности намерен действовать жёстко. Чтобы ни было я буду находиться в столице», — отметил президент Казахстана Токаев и пообещал продолжение политических реформ. Что касается протестов, то, по его словам, «толпы бандитствующих элементов издеваются над военнослужащими, среди которых есть жертвы». Позже стало известно, что есть жертвы и среди протестующих.

«Насилие становится доминирующим фактором с двух сторон, - пишет в своем Телеграм-канале Игорь Семиволос, директор Центра ближневосточных исследований. - То, что мы наблюдаем сейчас, называется эскалацией конфликта. Она началась вчера, а приобрела выраженные признаки ночью после введения чрезвычайного положения. Казахстанские власти попали в ловушку эскалации – когда каждый последующий шаг применения насилия вызывает новую волну протестов и ответного насилия. Для того, чтобы это обуздать нужно (я здесь пишу экспертно) применить излишнюю силу. И, похоже, все к этому идет».

Сейчас в Казахстане отключены телеканалы, интернет и связь. Введён режим чрезвычайного положения и комендантский час. События могут развиваться по нескольким направлениям.  Первый – после подготовки силового блока, включая армию, которая на данный момент продолжается, произойдет наступательная, жесткая и быстрая зачистка городов от протестующих. Второй – недовольные казахстанской властью дожмут ситуацию и захватят власть в столице, что приведет к падению режима. Не исключено, что это может произойти также из-за внутреннего противостояния и раскола властной команды, когда один из кланов сдаст власть. Третий – противостояние протестующих с властями может затянуться и перерасти в серьезные столкновения с последующими жертвами и возможным расколом страны. Четвертый – не исключено и внешнее вмешательство. Как известно, Россия всегда готова «помочь» братьям-казахам, вот только закончиться это может печально для суверенитета и территориальной целостности Казахстана.

Свою версию также предлагает политтехнолог Олег Постернак, который пишет в ФБ: «В Казахстане президент Токаев искусно зачищает власть от людей Назарбаева. Президент заявил, что готов обсудить вопрос о роспуске парламента, в котором большинство – в руках партии Назарбаева, и проведении внеочередных выборов. Токаев еще может удержать власть, если выйдет публично из назарбаевской партии Нур Отан».

Что может помочь опасной ситуации в Казахстане? «Власть, репрессируя оппозицию, запрещая партии, фальсифицируя выборы, строя кривосудие, - сама загнала себя в тупик, ей не с кем вести диалог, переговоры о выходе страны из политического и экономического кризиса, - пишет Ермек Нарымбай. - Тысячи фальшивых депутатов и назначенцы-акимы не вышли на улицы, не попытались успокоить народ, и получили бунт народа. Власть должна начать немедленные переговоры о процедуре и дорожной карте досрочных выборов на прозрачной и честной основе. Я готов при этом вернуться немедленно в страну, не прося никаких гарантий безопасности и льгот по судимостям, готов помочь группе представителей от народа. Оппозиция должна сегодня организоваться быстро и скооперироваться в Общественный парламент для единой позиции перед властями. Нужны переговоры».

Что привело к взрыву протестов в Казахстане, ведь ситуация в этой стране казалась довольно стабильной? Что происходит сейчас и как может развиваться ситуация дальше?  

«ОППОЗИЦИЯ В КАЗАХСТАНЕ НЕ ОРГАНИЗОВАНА И НЕ ГОТОВА К СМЕНЕ ВЛАСТИ»

Игорь СЕМИВОЛОС, директор Центра ближневосточных исследований:

- К этому моменту действительно складывалось впечатление абсолютной стабильности в Казахстане. И могу сказать, что это не просто впечатление, а так и было. Однако протест – это явление, которое накапливается. И недовольство в казахском обществе уже давно проявлялось. Можно вспомнить и события 2011 года и 2016 года. Люди неоднократно выходили на улицы, но власти тогда довольно легко зачищали протесты. В этот раз власть этого сделать не смогла, потому что недовольство социально-экономическим положением стало слишком критическим. Была в определенный период надежда на Токаева, который мог стать относительно независимой фигурой, которая способна запустить процесс трансформации. Но в последнее время можно было наблюдать, что эти надежды ни к чему не привели. Все могли убедиться, что на самом деле Токаев находится в тени Назарбаева. Как следствие, сейчас мы наблюдаем кризис доверия к политическому классу в Казахстане и к тому формату, который существует в сегодняшнем Казахстане. Это очень серьезный звонок, и у Токаева не очень много опций для того, чтобы проскочить между Сциллой и Харибдой – сохранив авторитаризм, удержаться у власти. Поэтому мы не знаем, чем может закончиться этот кризис.

Прежде всего, следует отметить, что сейчас оппозиция в Казахстане не организована и не готова к смене власти. Считаю, что как таковой оппозиции практически не существует. Конечно, есть определенные лидеры протеста и они даже не в Алма-Ате, где мы видим наибольший уровень насилия, а в других регионах, где такую роль исполняют и адвокаты, и профсоюзные деятели, входившие в комитеты по переговорам. Сейчас поступает информация, что их арестовывают первыми. Это стало традиционным методом, когда лидеров пытаются арестовать в первую очередь для того, чтобы протест потерял управляемость.

На сегодняшний день мы наблюдаем эскалацию конфликта, когда, по сути, нет места для переговорного процесса. Те призывы, которые звучат со стороны власти, не доходят до ушей людей. На данном этапе эта энергия протеста должна во что-нибудь вылиться. Произошел взрыв, произошло насилие и пока они не приведут к каким-либо результатам, вряд ли можно говорить о чем-то конструктивном. Дальше по идее должны состояться переговоры. Но вопрос только в том, кто будет выступать от этих людей. Пока таких легитимных оппозиционных политических сил нет. И это огромная вина правительства Казахстана, которое за последние 20 лет практически зачистило все политическое пространство.

При этом мы имеем Россию, успешно экспортировавшую авторитарные методы правления в страны Центральной Азии. Вопрос в том, как эти методы будут работать в нынешних условиях. И сам факт случившегося является сигналом другим авторитарным странам о необходимости дальнейшего закручивания гаек и может стать поводом к подавлению демократических процессов. Но может произойти и обратный эффект, ведь объективно существует потребность в «разруливании» того авторитаризма, который накопился за эти 30 лет в Центральной Азии.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать