«Харьковская инициатива» – утешительный приз для слабого?
В марте во время визита в Украину госсекретаря США Мадлен Олбрайт Президент Леонид Кучма заявил, что Украина окончательно отказывается от участия в российско-иранском контракте сооружения АЭС в иранском городе Бушер. Речь шла о возможности поставки харьковских турбин в Иран. Разные эксперты называли разные суммы потерь Украины — одни подчеркивали то, что потери скорее политические, ибо подорвано доверие к Киеву со стороны Тегерана, да и Россия теперь трижды подумает, прежде чем размещать свои заказы в Украине. Другие говорили, что сумму исчислить тяжело, но она не менее $500 млн. Президент Кучма заявлял, что на самом деле сумма потерь не такая уж и значительная, но речь идет в первую очередь о политических выгодах для Украины. И действительно, именно после визита Олбрайт Украину приняли в Режим контроля за ракетами и ракетными технологиями (РКРТ), неучастие в котором существенно ограничивало космические проекты. А харьковчанам было обещано, что США компенсируют потери не только «Турбоатома», но и других предприятий так называемой «Харьковской инициативы», содержание которой — в инвестиционном и технологическом сотрудничестве крупных предприятий региона с американскими компаниями.
Программа «Харьковская инициатива» начала реализоваться — сейчас в Украине, в частности, ее возможности обсуждает специальный советник президента США Уильям Тейлор. Не все так просто — ведь недавно заместитель госсекретаря США Ричард Морнингстар заявлял, что вряд ли возможно будет сразу найти пути, чтобы получить какую-то компенсацию за неучастие в бушерском проекте. Министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк, находясь недавно в Харькове, ничего внятного по этому поводу не сказал.
Тем временем отношения между Вашингтоном и Тегераном несколько потеплели, а Россия от участия в сооружении АЭС в Бушере не отказалась, а наоборот, планирует выполнить свою часть работ на 3 месяца ранее запланированного срока. Таким образом, с одной стороны, Киеву уже в который раз доказали — мир не любит слабых. С другой же стороны, каким бы искренним не было желание США чем-то помочь Украине, это желание никогда не выйдет за пределы жесткой защиты собственных интересов — это, очевидно, именно то, чему нам нужно учиться и в США, и в России. Ведь, кстати, именно США не поддержали украинскую идею уничтожения ракет СС-24 путем их запусков в космос в коммерческих целях без откровенных объяснений — почему именно.
Какой бы ни была красивой для Украины «Харьковская инициатива», она в первую очередь будет выглядеть просто добрым знаком со стороны США, предоставляющих Украине даже не пряник, а возможность его взять, после предоброго кнута. Почему-то до сих пор нет похожих идей, которые бы реализовались Украиной с Германией, Францией, Британией, почему-то лишь разговорами заканчиваются попытки привлечь даже российские деньги в украинскую экономику. А проект самолета Ан-70, поддержанный Германией, почему-то продвигается с огромным скрипом.
Возможно, «Харьковская инициатива», которая должна была родиться хотя бы лет пять назад, станет первой ласточкой. А может быть, все закончится констатацией — мы вам давали возможность, вы ею не воспользовались...
Но, очевидно, не бывает нынче партнерства без демонстрации (в умных границах) национального достоинства.