Перейти к основному содержанию

Киев-Тегеран: перспективы сотрудничества

Сергей БУРДИЛЯК: Иран видит в Украине серьезного партнера и друга в регионе Восточной Европы
03 июня, 11:23

Недавно в Иране с двухдневным визитом побывал министр иностранных дел Украины Павел Климкин, который провел встречи с высшим руководством Исламской республики. Последний раз встреча на уровне глав внешнеполитических ведомств двух стран проходила четыре года назад, а на уровне глав государств - 14 лет назад.

«День» обратился к послу Украины в Исламской Республике Иран Сергею БУРДИЛЯКУ с просьбой прокомментировать значение этой встрече и рассказать, какие возможности для сотрудничества открываются между обеими странами после отмены санкций Запада против Ирана и выхода иранской нефти на мировой рынок.

«ВПЕРВЫЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ТЕГЕРАН ВЫРАЗИЛ ОФИЦИАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ СУВЕРЕНИТЕТА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ НАШЕГО ГОСУДАРСТВА»

- Значение визита в Иран министра иностранных дел Украины Павла Климкинав государство, которое до недавнего времени находилось под строгими международными санкциями, трудно переоценить. Это был действительно исторический визит. Его итоги показали амбициозные намерения руководства двух дружественных государств вывести двусторонние отношения на качественно новый уровень.

Прежде всего это касается торгово-экономического сотрудничества. Вообще, практически каждая встреча Павла Анатольевича в Тегеране так или иначе касалась экономической тематики.

Визиту предшествовало решение украинского правительства о снятии с Исламской республики ряда экономических санкций.

Визит руководителя внешнеполитического ведомства Украины в Иран после 12-летнего затишья восстановил двусторонний политический диалог высокого уровня. Последний раз министр иностранных дел Украины находился с визитом в Иране в 2003 году. Ранее встречи глав дипломатии наших государств были перенесены в ООН, где они общались от сессии к сессии.

Кроме вопросов двустороннего сотрудничества, в Тегеране также обсуждался широкий спектр актуальных вопросов международного и региональногозначения, как, например, взаимодействие двух стран в области борьбы с терроризмом, контрабандой и тому подобное. Состоялся подробный обмен мнениями по ситуации в Украине и в регионе Ближнего Востока.

Иранская сторона продемонстрировала полное понимание развития ситуации в АР Крым и на востоке Украины. Впервые, подчеркиваю, впервые за последние годы Тегеран выразил официальную поддержку суверенитета и территориальной целостности нашего государства. Впервые было заявлено на самом высоком уровне, что ни одна третья страна не может влиять на развитие украинско-иранских отношений.

Важной была встреча руководителя украинской делегации со спикером иранского парламента. Буквально накануне встречи иранский парламент определился со своим новым председателем. Наш Министр стал первым высоким зарубежным гостем, который лично поздравил Спикера парламента ИРИ А. Лариджани во время встречи в парламенте.

- Насколько было важным то, что Климкин встретился также с Президентом Ирана, означает ли это, что они готовы принять нашего Президента или нашего Премьера? И когда это может произойти и планируется ли визит иранского президента в нашу страну?

- Встреча министра иностранных дел Украины с Президентом Ирана стала важнейшим элементом программы визита. О его наполнении я отметил выше.

Последний раз иранский президент посетил Украину с официальным визитом в октябре 2002 года. Сейчас иранская сторона готова принять с визитом Президента Украины.

«ИРАНЦЫ ГОТОВЫ ОБСУЖДАТЬ СОТРУДНИЧЕСТВО ВО ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ СФЕРАХ ЭКОНОМИКИ»

- Какие проекты заинтересовали иранцев, в каких сферах и как быстро они начнут реализовываться?

- Иран видит в Украине серьезного партнера и друга в регионе Восточной Европы. Иранцы готовы обсуждать сотрудничество во всех без исключения сферах экономики. Они помнят, что во времена жестких ограничений такие украинские предприятия, как «Антонов», «Заря-Машпроект», «Мотор-Сич» и «Научно-производственное предприятие Сумы», продолжали честно выполнять свои обязательства, развивать иранскую авиационную и энергетическую промышленность. Даже сейчас, в послесанкционную эру, отечественные компании имеют особый статус в Иране и конкурируют с такими гигантами, как Airbus, Siemens, Chinesenationalconstructioncompany и «Газпром».

После приостановления международных экономических санкций в отношении иранской ядерной программы правительство ИРИ стремится реализовать ряд масштабных проектов по развитию национальной экономики. Нуждаются в модернизации и обновлении подвижной состав иранских железных дорог, оборудование для добычи, транспортировки и переработки энергоносителей, оборудование горнодобывающей отрасли, парк общественного автотранспорта - автобусов и троллейбусов. В Иране, население которого стремительно растет, существует значительная потребность в продукции сельскохозяйственной и пищевой промышленности. По всем этим вопросам иранские предприниматели готовы сотрудничать со своими украинскими коллегами.

Скорость реализации упомянутых проектов будет зависеть от активности украинского бизнеса, готовности наших предпринимателей идти на риски, конкурировать с китайскими и европейскими корпорациями. Условия ведения бизнеса в Иране отличаются от правил, действующих в странах СНГ и ЕС. Большое значение здесь имеет проведение переговоров tete-a-tete, личные контакты, совместная работа по организации производства и торговых операций. С другой стороны, невозможность осуществления прямых транзакций с иранскими банками остается одним из главных препятствий на пути активизации наших торгово-экономических отношений. Этот вопрос, помимо прочих, также обсуждался во время визита в ИРИ Министра иностранных дел Украины П. Климкина.

Если отойти от привычной для нас стратегии продаж товаров на внешние рынки, вместе с тем создавать с местными компаниями совместные предприятия, Иран может стать для нашего государства одним из драйверов отечественной экономики, темпы роста которой замедлились после начала российской агрессии.

«ПОСТАВКИ ИРАНСКИХ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ В УКРАИНУ ЯВЛЯЮТСЯ ВПОЛНЕ РЕАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ»

- Действительно ли можно говорить о поставках иранской нефти в нашу страну или участии украинских компаний в строительстве нефтепроводов в Иране, правда ли, что иранцы имеют лучшие, чем мы технологии в этой сфере?

- Поставки иранских энергоносителей в Украину являются вполне реальной перспективой. Иран занимает четвертое место в мире по запасам нефти - более 150 млрдбаррелей или 24 млрд кубических метров. После снятия в ноябре 2015 года эмбарго на поставки нефти иранцы будут конкурировать на европейских рынках с другими экспортерами. В первую очередь они будут увеличивать объемы поставок своим традиционным партнерам: КНР, Индии, Японии и Южной Корее. Вопрос транспортировки иранской нефти в Украину будет зависеть прежде всего от готовности украинских компаний ее закупать и транспортировать на нефтеперерабатывающие заводы.

Что касается иранских технологий, то недавно министр нефти ИРИ Б. Зангане признал необходимость существенной модернизации иранской нефтедобывающей отрасли. Во время действия санкций поставки любых инновационных технологий в энергетическую сферу экономики Ирана были запрещены. Для технологического обновления этой отрасли Иран требует не только современного оборудования, но и инвестиций.

С другой стороны, за эти годы Иран смог самостоятельно разработать и реализовывать ряд уникальных научных разработок. Так, в Иране существует один из самых длинных в мире полипропиленопроводов, соединяющий нефтеперерабатывающие заводы на юге страны с нефтехимическими предприятиями на севере. Иранские инженеры смогли достичь стабильности работы нефте- и газопроводов в сложных топографических и климатических условиях иранского юга. Следует заметить, что некоторые украинские предприятия, в частности «Заря-Машпроект», «Мотор-Сич» и «Научно-производственное предприятие Сумы», значительно способствовали этим достижениям.

«СЕЙЧАС ИЗУЧАЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА В ИРИ АН-158 И АН-178»

- А какова ситуация с реализацией проекта Иран-140, существуют ли возможности строительства Ан-158, Ан-178 в Иране?

- Сотрудничество между Украиной и ИРИ в авиационной сфере является одним из важных аспектов двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Реализация совместного с нашим государством проекта в указанной области имеет также и политическое значение. Иран неоднократно подчеркивал ведущую роль Украины в становлении авиастроительной промышленности ИРИ.

Сейчас идет активная работа по восстановлению производства в Иране Ан-140-100, а также изучается возможность производства в ИРИ Ан-158 и Ан-178.

- Решен ли вопрос о прямых авиасообщениях между Тегераном и Киевом?

- Иранское авиаперевозочное предприятие MahanAir еще с марта этого года начало перелеты по маршруту «Тегеран-Киев. Одна из ведущих авиационных компаний ИРИ, которая уже три года осуществляет рейсы в ЕС, в частности в Грецию, Болгарию и Германию, MahanAir является достаточно мощным игроком и может составить конкуренцию украинским предприятиям (МАУ и UMAIR) не только на центральноазиатском, но и на китайском направлении.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать