«Киевский провал»
Личностная политика ведет к повторению украинских проблем![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20081029/4196-3-3.jpg)
Фракционная и беспорядочная украинская политика вновь выставлена на всеобщее обозрение. Назначены досрочные выборы, но одна из крупнейших партий блокирует парламентскую трибуну, забивает машины для голосования бумагой и обертками от жевательной резинки и при помощи судов препятствует подготовке голосования. Международный валютный фонд может пойти навстречу Украине, попавшей в тиски финансового кризиса, и выделить ей кредит в $16,5 млрд. Но этого не произойдет, пока пакет помощи и всесторонние законы по борьбе с кризисом остаются заложниками личных амбиций ведущих украинских политиков.
В этом нет ничего нового. Межпартийные распри и предвыборная вражда давно уже подмяли под себя политические компромиссы и остановили реформы. Благодаря чему Украина обрела репутацию страны, где царствует кризис и нестабильность.
По украинской политике 8 октября был нанесен новый сокрушительный удар, когда пало годовалое правительство Юлии Тимошенко, из состава которого вышла партия Президента Виктора Ющенко «Наша Украина». Вместо того, чтобы реорганизовать хрупкую прозападную коалицию, загнанную в угол нескончаемыми ссорами, Президент Ющенко назначил новые выборы в надежде на то, что таким образом он укрепит свои позиции в деле формирования внутренней и внешней политики страны, а также повысит собственные шансы на переизбрание.
Это был второй распад правящей коалиции, возглавляемой партиями и лидерами, действовавшими вместе в ходе демократической оранжевой революции 2004 года. В 2005 году первый крах «оранжевого» правительства привел к выборам, в результате которых к власти пришла пророссийская Партия регионов. То, что Ющенко решил пойти на такой же риск в условиях мирового экономического кризиса, когда Россия ведет себя крайне враждебно, а НАТО внимательно анализирует перспективы углубления взаимоотношений с Украиной, показывает, насколько плохи отношения между Президентом и премьер-министром. Это также говорит о крайне невысокой степени доверия Ющенко и части украинской элиты к способности Тимошенко руководить правительством и экономикой страны.
Противоречия в рядах политической элиты Украины настолько острые, что она не может даже назначить дату проведения выборов. Сначала голосование было назначено на 7 декабря, но этот срок был тут же поставлен под сомнение. Блок Тимошенко добился ряда судебных постановлений против выборов, Ющенко по необходимости «заморозил» указ о роспуске парламента, чтобы законодатели приняли ряд срочных законодательных актов в сфере финансов, а лагерь президентских сторонников все больше беспокоится по поводу крайне слабого рейтинга популярности своего лидера, о чем говорят результаты недавних опросов.
Но крах правительства Тимошенко — это нечто большее, чем расставание непримиримых соперников на президентских выборах 2010 года. Правительство Тимошенко стало жертвой последствий двух международных кризисов — вторжения России в Грузию и глобального финансового кризиса. Эти события еще больше запутали и без того хаотичную ситуацию на политической сцене Украины, создав новые трещины в рядах украинских «оранжевых» политиков и крупной оппозиционной Партии регионов.
Война в Грузии расколола «оранжевую» коалицию. «Ястребы», представителями которых являются Президент Ющенко и «Наша Украина», стремятся ускорить вхождение страны в НАТО. Они решительно осудили агрессию России. «Голуби», а это Тимошенко и ее блок — осторожно обходят стороной вопрос о членстве в Альянсе, поскольку эту идею поддерживают лишь три из десяти жителей Украины. Они критикуют и Россию (мягко), и президента Грузии Михаила Саакашвили (резко).
Война также расколола оппозиционную Партию регионов. В ее рядах возник твердый пророссийский лагерь, возглавляемый бывшим премьер-министром Виктором Януковичем, поддержавшим вторжение России в Грузию, и крыло представителей деловых кругов, которые ясно заявили, что Россия нарушила нормы международного права.
Да и мировой финансовый кризис способствует углублению внутренних противоречий между основными политическими игроками. Стремление Президента Ющенко отправить в отставку премьера Тимошенко поддерживают нервничающие представители бизнеса, которые с недоверием относятся к ее популистским наклонностям и к способности руководить экономикой страны в период кризиса. Но деловые круги с не меньшим недоверием относятся и к Януковичу, который, сидя в кресле премьера с августа 2006 по декабрь 2007 года, проявил предрасположенность к сосредоточению в своих руках неограниченной власти, а также пользовался этой властью для продвижения экономических интересов своих ближайших сторонников.
В результате бизнес предпочитает такое решение, которое приведет к созданию деполитизированного правительства, состоящего из компетентных технократов, способных руководить страной в трудные в экономическом отношении времена.
Теоретически самый идеальный вариант на период кризиса — это создание правительства, действующего на основе соглашения трех основных политических сил. Но учитывая ужасные отношения между Тимошенко, чья компетентная экономическая команда сдерживает присущий ей популизм, а в последние дни говорит и делает правильные вещи, и Президентом Ющенко, такое правительство, скорее всего, можно будет создать на базе подразумеваемой коалиции «национального единства» в составе политических сил Ющенко и Партии регионов. Однако сформировать такую коалицию можно будет только после выборов, а возглавить ее сможет сведущий в вопросах экономики руководитель — такой, как спикер парламента Арсений Яценюк или бывший премьер-министр и нынешний министр обороны Юрий Ехануров.
Для Украины, чья государственная независимость стала одним из самых важных геополитических результатов краха коммунизма в период 1989— 1991 годов, это означает продолжение неопределенности. А неопределенность означает, что не будет никакого прогресса на пути интеграции в структуры НАТО. Кроме того, она не сулит никакой предсказуемости иностранным инвесторам.
В то же время нынешняя политическая неразбериха скрывает новые реалии, возникшие в стране. А это резкое повышение уровня жизни за последние пять лет, отказ избирателей от ультралевых и ультраправых политических течений, рост национальной гордости, усиление демократического плюрализма и большое влияние на крупные политические партии со стороны ведущих предпринимателей и бизнесменов.
Поскольку в рядах высшего украинского руководства личные взаимоотношения серьезно отравлены и там царит атмосфера глубокого недоверия, политическая стабильность сможет прийти в страну лишь с появлением новых лидеров и новых партий. А учитывая результаты опросов, которые говорят о недовольстве украинских граждан предлагаемыми им политическими вариантами, такое появление свежих сил — это, видимо, главная надежда Украины на долгосрочный успех. Пока это не произойдет Украина останется прежней: с радикальной риторикой и византийскими хитросплетениями политического жульничества и обмана, которые заканчиваются центристским компромиссом, с трудом предотвращающим крах всей страны.
Адриан КАРАТНИЦКИЙ — старший научный сотрудник Атлантического совета США
Выпуск газеты №:
№196, (2008)Section
День Планеты