Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Корабли-призраки, или Моряки-заложники-2

27 мая, 00:00
В прошлом году «День» опубликовал статью о теплоходе «Ред Скай» под боливийским флагом, который, выйдя в море из румынского порта Констанца, на переходе получил поддельные судовые документы и сменил название на «Голд-1». Заложниками ситуации, искусственно созданной кипрским судовладельцем Панайотисом Мавродисом, он же Панайотис Панайоту, стали украинские моряки, которые многое пережили перед тем, как с помощью дипломатического представительства Украины в Египте смогли добраться домой и встретиться с родными и близкими.

Практика консульской работы свидетельствует, что количество кораблей-призраков, которые время от времени меняют судовые документы, название и флаг, как и количество обманутых украинских моряков, не уменьшается. Ярким свидетельством этого являются события последнего месяца в Египте.

В украинское посольство в Египте обратились за помощью моряки, граждане Украины, которые, будучи формально свободными в передвижении, фактически являлись заложниками судовладельца теплохода «Аква», который через сомнительные крюинговые агентства в Крыму (Симферополь, Керчь) набрал экипаж главным образом из граждан стран СНГ. После встреч украинского консула с моряками посольство Украины было вынуждено направить в адрес начальника Александрийского порта письмо с информацией о том, что «теплоход «Аква», порт приписки Вонсан, флаг Северной Кореи, который сейчас пришвартован к причалу 37 для погрузки цемента в мешках, отсутствует в Реестре Ллойда и «Феар плей». Раньше этот теплоход, сказано в письме, фигурировал под названием «Мербур», флаг Камбоджи. В конце августа прошлого года судно вышло из Констанцы и сразу сменило название на «Аква», соответственно изменены были судовые документы, порт приписки и флаг. Судовладелец — гражданин Турции Алтан Б. — находится на борту судна. Среди иностранной части экипажа 8 украинцев, которые в течение 6 месяцев не получают заработную плату, а судовладелец не соглашается списать их с борта судна несмотря на то, что срок действия их контрактов давно истек. Информация, полученная от членов экипажа, свидетельствует о том, что судно время от времени меняет название даже в течение одного года, с «Мербур» на «Аква» и наоборот. Т/х «Мербур» также отсутствует в Реестре Ллойда и «Феар плей». Посольство об этом проинформировало Международный профсоюз работников транспорта (Лондон) и Нью-Йоркский Центр по защите прав моряков.

Сейчас, после нескольких месяцев лишений, издевательств со стороны судовладельца, моряки согласны были на все, чтобы вернуться домой, с деньгами или без денег. Паспорт в кармане и выход за пределы порта отнюдь не означает возможности навсегда распрощаться с судном, которое в течение нескольких месяцев было на самом деле для украинских граждан тюрьмой. Иммиграционные законы запрещают выезд иностранцев из страны, если они оказались в ней без въездной визы. Оформление разрешения на въезд в страну и выезд может быть осуществлено только агентской компанией при согласии судовладельца, а если в кармане дырка, то и согласие судовладельца ни к чему. И жаловаться некому. Суда под сомнительными флагами, как правило, не имеют соглашений с Международным профсоюзом моряков и единственной инстанцией, которая решает все, является судовладелец. А если он находится на борту судна в море или в портах, то даже правительство своей страны для него не указ.

Ситуация казалась безвыходной, а перспектива еще более угрожающей. По словам моряков, маршрут судна планировался по африканским портам средиземноморского побережья и далее в порты Южной Африки. Состояние судна было таким, что оно в любое время могло рассыпаться на переходе в море или стать на вечную стоянку в одном из африканских портов и превратиться в плавучую тюрьму для экипажа.

Первое ознакомление с контрактами, подписанными украинцами после выхода из Констанцы, привлекло внимание к судовой печати. Все ее атрибуты — размер, рисунок, шрифт, за исключением только названия судна и порта приписки, напоминали судовые печати т/х «Ред Скай» и «Голд-1» и историю с поддельными судовыми, грузовыми документами и похищенным международной морской мафией ценным грузом — за ними, несомненно, стояла одна и та же «фирма».

Дальнейший анализ и изучение ситуации вызвали проверку наличия судна в Реестре Ллойда и «Феар плей», обращение в Нью-Йоркский Центр по защите прав моряков и к руководству Александрийского порта. При их активной помощи и благодаря юридически неоспоримой аргументации посольства, удалось добиться результата: 8 украинских моряков были списаны с судна, зарплата им была выплачена за весь период работы. Судьба остального экипажа, среди которого граждане Азербайджана, России и Нигерии, неизвестна, украинский консул их защитить не может. Что делать с судном-призраком, будут решать египетские компетентные органы и Александрийский порт.

За месяц до того, как завершилась эта история, посольству напомнили о существовании другого судна-призрака, на этот раз якобы под украинским флагом. Египетская фирма по обслуживанию судов «Асьют Шипинг» прислала письмо в украинское посольство на имя консула, в котором говорилось: «Просим принять во внимание, что администрация Суэцкого канала поручила нам сообщить владельцу, фрахтователю и оператору судна «Гонка», что они должны перечислить 49 тыс. 648 дол. 95 центов на счет администрации Суэцкого канала в качестве уплаты за буксиры, водолазов и средства огнегашения, которые использовались при гашении пожара на судне «Гонка». Просим принять во внимание, что администрация Суэцкого канала может предпринять юридические шаги к судам этого класса».

История с «Гонкой» случилась почти 2 года назад. Судно под таким названием с 83 гражданами Шри-Ланки действительно горело в сентябре 2001 года в порту Суэц; действительно израсходованы средства на спасательные работы и гашение пожара, но зачем пытаться сейчас во второй раз привязывать его к Украине? Тогда погибло три человека, один пропал без вести. Украинских дипломатов срочно вызвали в порт Суэц. По телефону им сообщили от агентской фирмы, что маленький катер длиной в 14 метров, в котором друг на друге сидели почти 100 шриланкийцев и который якобы через океан дошел из Коломбо до Суэца, на самом деле является орудием «украинской мафии». Информагентства и телекомпании всего мира объявили, что найдены настоящие виновники нелегальной миграции в Европу.

Во время расследования в Суэце в присутствии компетентных органов, администрации порта и Суэцкого канала консул, за плечами которого более 10 лет морской службы, ознакомился с судовым свидетельством, на основе которого «Асьют шипинг» взяла катер на обслуживание, и не смог скрыть своего удивления. Это был даже не оригинал, а ксерокопия бланка свидетельства о праве собственности на судно. Записи были сделаны «куриным» почерком, с ошибками, делались они на подчищенных или закрашенных местах, а печать проставлена в лучшем случае... монетой! Было сделано заявление о подделке судового документа, и о том, что администрации Суэцкого канала и агентским компаниям прекрасно известно, что инспекция Главного государственного регистратора Украины выдает все судебные свидетельства только в печатном виде.

В ходе расследования по просьбе украинских дипломатов была проведена проверка, проходило ли это судно через Суэцкий канал с севера на юг, то есть из Черного и Средиземного морей в Красное. Оказалось, что не проходило. Получалось, будто катер из украинского порта мог пройти по Атлантическому и Индийскому океанам, вокруг Африки, чтобы в Коломбо взять на борт более 80 нелегальных мигрантов! Надлежащие разъяснения посольство послало в СМИ, и казалось, вопрос закрыт раз и навсегда. Во время брифинга в МИД Украины представитель пресс-службы сообщил, что согласно Главному регистратору флота Украины, упомянутого катера в реестре судов Украины нет. Проверка показала, что не существует и владельца, отмеченного в поддельном документе.

Вполне понятно, что в условиях отсутствия судовладельца, фрахтователя или оператора ответственность и расходы за все произошедшее должна нести «Асьют шипинг». А делать этого не хочется. Но попытка привязать расходы к какому-то иностранцу, который, возможно, и не помнит, задолжал он или нет, не удалась.

В ответе в адрес «Асьют шипинг» с копией администрации Суэцкого канала отмечалось, что «ни Украина, ни Посольство Украины не имеют никакого отношения к судну, которое сгорело в Суэце 26 сентября 2001 г.» Посылая при этом ксерокопию поддельного свидетельства и образец действительного судового свидетельства, посольство еще раз обратило внимание «Асьют шипинг» и администрации Суэцкого канала, что украинские судовые свидетельства печатаются, удостоверяются соответствующей печатью, а не пишутся от руки.

Эти два случая — из одного ряда. Те, кто стоит за кораблями-призраками, в погоне за прибылями пытались сделать это за счет прав и интересов физических лиц Украины и имиджа нашего государства. В этих конкретных ситуациях — не удалось. Но выводы нужно сделать всем. Украина, похоже, приобрела славу слабого морского государства и слабого защитника своих граждан. В условиях растущей угрозы международного терроризма корабли-призраки в мировом океане могут быть носителями и перевозчиками не только нелегальных мигрантов, наркотиков или похищенных грузов, но и значительно более опасных объектов. Вопрос фрахта судов, найма команд, документирования судов и грузов и тому подобное нуждается в государственном внимании и усиленном контроле. И делать это следует безотлагательно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать