Костер в коморке
Костер, не так давно разведенный активистами свежесозданного движения «Наши» во дворе резиденции президента России в Завидово, осветил не столько обеспокоенность руководства страны возможностью повторения «оранжевых» и прочих цветных революций на российской почве, сколько умение чиновничьего аппарата воспользоваться этой обеспокоенностью для освоения финансового ресурса. «Идущие вместе» оказались проектом мертворожденным, вызывающим насмешки прессы и общественности, глупым в своей главном запомнившемся деянии — отчаянно-бессмысленной борьбе с русскими писателями-авангардистами, использовавших «Идущих» в качестве бесплатных рекламных агентов. Что ж, место «Идущих» заняли «Наши», причем их организатор — все тот же мелкий чиновник президентской администрации, которому была поручена предыдущая неудача — и не стал скрывать, что это движение — своеобразное предупреждение тем, кто захочет создать в России «Отпор», «Кмару», «Пору» или что-нибудь подобное, покушающееся на ее величество власть со всей силой молодого максимализма.
Между тем, что бы ни думать о «Поре» или «Отпоре», а активисты этих организаций — люди верящие. Такими были комсомольцы двадцатых годов — мы, гораздо лучше знающие о сути идеологии, которой они служили, можем счесть их недалекими и обманутыми, но разубедить этих людей в том, что они служили идеалам, не сможет никто. Я хорошо это помню на примере собственной семьи: внук пламенной киевской пионервожатой 30-х, я с трудом понимал, как в моей тетке уживается трезвое отношение к жизни и благоговейное отношение к собственной комсомольской юности — так что книжку «Пионерия Украины» до сих пор храню в память о той беззаветной вере… Вот то же самое — с «Кмарой» или «Порой» — пусть они завтра разочаруются в сегодняшних кумирах, но вряд ли разочаруются во вчерашних идеалах. И, опять-таки, мы можем обвинять участников этих движений в наивности, в том, что они стали пешками в чужой игре, в том, что помогли прийти к власти отнюдь не озабоченным будущим своих стран политикам. Только они ответят, что отнюдь не собирались кого-то приводить к власти, а просто хотели разбудить общество. И в этом была их сила. И за это их уважали. И не случайно политические амбиции «Кмары» или «Поры» были встречены обществом с нескрываемым удивлением и даже привели — в Украине, например — к расколу в самих движениях. Ребята явно не сидели и не считали: вот тут в палатках посидим, а там и в Верховную Раду за бабками…
А «Наши» — это потребление ресурса. В Москву привезли, на Селигер свозили, может, и за границу удастся… А ведь у этих ребят и возможности-то другой нет! Это — у рядовых. У руководителей — свои резоны, свои потоки. Свои амбиции и планы на будущее. Это не идеалы. Это голый расчет. Расчет не бывает отчаянным. Он ничего не штурмует, никого не защищает грудью и не бросается на амбразуры. Он — калькулятор.
В общем, какой Ленин, такие и дети. Это ведь Воислав Коштуница, Михаил Саакашвили или Виктор Ющенко носят маски идеалистов — поэтому и молодежные движения такие, и малейшая попытка политика выбраться из маскарадно-романтического костюма вызывает общественный ужас, как, например, в недавней истории с шикующим сыном украинского президента. А Владимир Путин — прагматик. И «Наши» — прагматики. Никто никому не поможет, потому что никто никому не нужен. В Завидово была встреча декораций. И костер был нарисованным, как в каморке у папы Карло, даром что его показывали по телевизору…
Выпуск газеты №:
№144, (2005)Section
День Планеты