Перейти к основному содержанию

Козырь в рукаве

Лукашенко с максимальной выгодой хочет использовать теперешнюю геополитическую слабость России
09 сентября, 19:11
ФОТО РЕЙТЕР

На днях белорусский лидер провел пресс-конференцию для представителей региональных российских средств массовой информации. Среди прочего, особо интересны его ответы на вопросы по признанию-непризнанию независимости Южной Осетии и Абхазии, возможному подорожанию поставок газа из России, сохранению белорусского суверенитета, а также размещению-неразмещению российского ядерного оружия на белорусской территории.

УДАЧНЫЙ МОМЕНТ ДЛЯ ТОРГА

Сразу заметим, что первые два вопроса, по мнению независимых белорусских экспертов, плотно взаимосвязаны между собой. Вопрос цены на поставляемый из Российской Федерации газ всегда был довольно болезненным для президента РБ. «Зачем вы загоняете нас неизвестно куда по этим энергоносителям? В то время как у нас есть межгосударственный договор, в соответствии с которым субъекты хозяйствования Беларуси и России должны иметь равные условия. Почему вы денонсировали этот договор?» — через российских журналистов, находившихся в Минске, А. Лукашенко апеллировал к руководству их страны.

Весьма симптоматично в этом плане выглядит тот факт, что белорусский лидер не пошел на моментальное признание Абхазии и Южной Осетии. Более того, в первые дни после начала грузино-южноосетинско-российского конфликта никакой реакции обычно словоохотливого в подобных ситуациях белорусского лидера не было. Белорусские официальные СМИ заняли довольно взвешенную позицию по освещению «пятидневной войны», в отличие от своих российских коллег. И вот сейчас, несмотря на публичные заявления о правильности действий российского руководства в этой конфликтной ситуации, белорусский президент не спешит официально признавать сепаратистские республики. Вот что он сказал по этому поводу российским журналистам: «Признать или не признать Абхазию — для нас это не только позиция России. Не это главное. Придет время, и мы рассмотрим этот вопрос и в Беларуси. Рассмотрим так же, как это сделала Российская Федерация — в парламенте. Я думаю, что наши депутаты, которых мы через несколько дней избираем, обратятся к этому вопросу. Замолчать и промолчать мы не имеем права. Это нечестно по отношению к Абхазии. Аналогично — с Южной Осетией».

Политолог Виктор Чернов считает, что такой ход Лукашенко представляет собой ничто иное, как тактическую уловку: «Теперешняя позиция «единственного верного союзника» РФ крайне выгодная. Россия после боевых действий на территории Грузии и Южной Осетии очутилась практически в полной изоляции, и теперь официальное признание двух сепаратистских республик дорогого стоит. Фактически это своеобразный козырь в рукаве. А наш президент не однажды доказывал, что в такие «карточные игры» играть он умеет. Если сторгуются, то уже к Новому году мы получим газ чуть ли не по внутренним российским ценам, а россияне — признание новым белорусским парламентом Южной Осетии и Абхазии».

Экономист Ярослав Романчук тоже считает, что Александр Лукашенко выбрал довольно удачное время для переговоров по газу: «В ответах на вопросы российских региональных журналистов довольно отчетливо прошла мысль о том, что, мол, США своих союзников не бросают и несмотря на то, что «сотворил Саакашвили для Америки, для себя и для всего мира», ему «уже миллиард привезли». Этим самым он напрямую намекает российскому руководству, что за поддержку его внешней политики надо платить. И немаленькие деньги».

Тот факт, что эту поддержку не доверили теперешнему парламенту, который сподобился принять даже бюджет страны на следующий год, говорит только об одном. Наш лидер будет тянуть до последнего, выторговывая оптимальные экономические выгоды.

В РОССИИ ХОРОШО, А В БЕЛАРУСИ ВСЕ РАВНО ЛУЧШЕ

Правда, при этом было однозначно сказано, что этот торг неуместен, если речь идет о белорусской независимости. Пару лет назад Владимир Путин в качестве платежа за дешевый российский газ предложил Беларуси войти шестью областями в состав Российской Федерации. Предваряя повторное «лестное» предложение со стороны россиян, на пресс-конференции Александр Лукашенко заметил, что «в контексте событий на Кавказе видно, почему Беларусь нельзя было включать в состав России». «В противном случае (т.е. при вхождении Беларуси в состав РФ) Россия потеряла бы союзника и субъекта международного права». Правда, так мягко свою позицию по своему союзнику № 1 белорусский президент излагает не всегда.

Виктор Чернов напоминает, к примеру, что до недавнего времени белорусские государственные СМИ не чурались довольно жестко критиковать российское руководство за «дикий капитализм» и связанные с ним социальные последствия: «В этой критике иногда доходило до того, что в России чуть ли не все плохо, а в Беларуси — ну буквально все хорошо. Потом пошла информационная волна следующего плана: Россия начала обучаться у Беларуси, и «вертикаль» там стали свою строить, и губернаторов не выбирать, а назначать, и т.д. и т.п. Теперь, не в самое лучшее экономическое время для Беларуси, российскую политику и экономику публично стараются не трогать вообще. При этом Александр Лукашенко хочет набрать очки и на Западе, обладающем серьезными финансовыми и технологическими ресурсами. Поэтому он выпустил политических заключенных. Поэтому же неоднократно заявлял и заявляет, что эти парламентские выборы пройдут «максимально открыто и честно».

Со стороны Америки уже последовала отмена отдельных экономических санкций в отношении Беларуси. Совсем недавно в отношении ряда предприятий «Белнефтехима» ограничения по их торговле с американскими партнерами сняты. Правда, Александр Лукашенко считает, что этого явно недостаточно. Во время вышеупомянутой пресс-конференции у Александра Григорьевича вырвалось следующее: «Нас все равно не понимают, сколько бы мы ни целовали Запад в соответствующие места». Посему, наверное, и было заявлено, что «нам брошен вызов, хотим мы или нет, мы должны отвечать, чтобы не возникла ситуация, как на Кавказе». Вот только каким должен быть этот ответ?

НЕ ДО ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ. ПОКА

«На Западе строят разные варианты развития событий, вплоть до того, что мы разместим российские средства ПВО или ядерное оружие. Никто сегодня об этом речи не ведет, — заявил Александр Лукашенко. — Как реагировать? Нам нужно не спеша вместе подумать. Я имею свои соображения, но не хотел бы сейчас высказываться, как именно мы должны реагировать. Ограничусь общими формулировками: мы с россиянами будем делать все, чтобы обеспечить безопасность наших граждан».

Бывший министр обороны РБ Леонид Мальцев считает, что в принципе разместить ядерное оружие на белорусской территории с чисто технической стороны не представляется какой-то неразрешимой или длительной проблемой. Вот только тогда о нормальных отношениях с Западом можно будет забыть навсегда. А это не в интересах белорусского президента, последнее время более четко, чем когда-либо, осознающего известную идиому о губительности складывания яиц в одну корзину.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать