Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Крутой вираж на финише

Путин разорвал «контракт-1999»
06 марта, 00:00

Еще на прошлой неделе состояние российской политики оценивалось как скучное и предсказуемое. Не добавлял интриги даже тот факт, что Россия переживает разгар политического действа под названием «президентские выборы». Некоторые актеры этой постановки, как то Иван Рыбкин, уже успели «намутить воды» своим внезапным исчезновением и слухами о своей смерти, а в это время Ирина Хакамада во всеуслышание обвинила президента в организации терактов в Москве в своих предвыборных целях. Эпатажности хватает, а вот интриги явно не наблюдается. Ведь несмотря на все желание соперников Владимира Путина, им так и не удалось создать ему реальной конкуренции. Однако завесу предсказуемости развеял не кто иной, как сам Путин. Сначала он отправил в отставку, казалось бы, непотопляемого Михаила Касьянова, который сумел продержаться в премьерском кресле все четыре года президетствования Путина, а с первым же весенним днем огласил имя наиболее вероятного кандидата на освободившийся пост.

Московские аналитики оценили принудительную отставку Касьянова за три недели до 14 марта, после которого он, все равно, в соответствии с законом должен был быть отставлен, как проявление крайней невежливости. И это даже несмотря на то, что отношения между президентом и премьером охладились окончательно еще с весны 2003 г. Невежливость заключается в сделанном президентом РФ специальном разъяснении причин такого шага: «Полагаю, что граждане России имеют право и должны знать предложения по составу высшего исполнительного органа государства в случае моего избрания на должность президента... Считаю правильным прямо сейчас, не дожидаясь окончания избирательной кампании, заявить состав высшего исполнительного органа государственной власти».

Почему надо «знакомить общественность» с возможной кандидатурой нового премьера, отправляя досрочно правительство в отставку, — ясно не вполне. Во всяком случае, для этого должны быть дополнительные основания. По мнению политолога Андрея Люлько, «желание якобы ускорить процедуру назначения нового правительства через необходимость согласования с парламентским большинством выглядит абсурдным. Учитывая триста голосов «Единой России» в Госдуме, принятие политических решений Кремля не вызывает сомнений ни у кого».

Необходимость смены правительства в качестве пиар-хода перед выборами также не слишком убедительна. Ведь, по мнению авторитетного в России Фонда «Общественного мнения», суммарный рейтинг всех конкурентов Владимира Путина не превышает 20-ти процентов, включая кандидата от коммунистов. И это учитывая, что популярность самого главы государства «зашкаливает» за 70 процентов. Наверное, поэтому заместитель главы президентской администрации Дмитрий Козак заявил, что предстоящий плебисцит превратится в референдум с одним вопросом в бюллетене: «Поддерживаете ли вы политику Путина?» Кстати, такое решение президента России заставило многих вспомнить о политике времен Бориса Ельцина, до сего времени крайне не свойственной Путину. Отсутствие подобных «заскоков» считалось принципиальным отличием путинского правления от ельцинского. Ельцин применял нестандартные приемы, когда надо было резко подправить систему сдержек и противовесов между различными деятелями государственной власти, когда усиление любого политика представляло угрозу для позиции самого Ельцина. Выстраивание Путиным «властной вертикали» считалось гарантией в том числе и от подобных «загогулин» и «рокировочек». Президент становился единственным субъектом, определяющим политическую ситуацию, и отпадала нужда в «сильных ходах». Заставить Путина действовать по-ельцински могло только изменение сложившегося внутрикремлевского расклада. Или желание самому его резко изменить. Ни для кого ни секрет, что Касьянов вместе с Волошиным считались главными «связными» Путина с ельцинской «семьей», приставленными к нему при вручении главного государственного поста в качестве гарантов выполнения условий президентского контракта и соблюдения интересов ельцинского окружения. Насколько весомы были условия упомянутого контракта, существуют различные мнения. Путин долго не решался нарушать табу. Только чрезвычайная ситуация привела к отставке Волошина, когда разразился самый серьезный кризис последнего времени — «дело ЮКОСа» и арест Ходорковского. И на этот раз самым достоверным остается предположение о том, что, отправляя в отставку Касьянова именно до выборов, Путин окончательно рвет с ельцинским наследием, прекращая таким образом действие пресловутого контракта 1999 года.

Нужно отметить, что многие аналитики обожглись на неверных прогнозах касательно будущего премьера. Ведь список кандидатов на этот пост расширялся едва ли не с каждым часом. Кого только не прочили в хозяина «Белого Дома». По словам политолога Андрея Люлько, «после совещания в Ново-Огарево с руководством «Единой России» заговорили о возможном назначении на пост премьера Грызлова, считая, что это будет худшим вариантом развития событий». И если вся дискуссия была устроена ради того, чтобы поставить главой правительства абсолютно предсказуемого и абсолютно несамостоятельного Грызлова, то, как ни крути, а придется признать: все это бессмысленный пиар, указывающий на полную неадекватность власти, или, в лучшем случае, результат схватки кланов в окружении Путина. А если не Грызлов, то кто? Иванов или Козак? А может, министр Кудрин?

Интересно, что сам Владимир Путин в течение нескольких дней выдерживал так называемую ораторскую паузу, не отдавая предпочтения ни одному из вероятных кандидатов на пост премьера. Сказывался идеально отлаженный действующей администрацией механизм управления информационными потоками, делая практически бессмысленным анализ отдельных кандидатур, не говоря уже о прогнозах. Президент хотел преподнести стране сюрприз. И он его преподнес.

«Профессионал» Михаил Фрадков «приглашен» на премьерство по явно китайскому принципу. Ведь, как известно, в этой стране любые преобразования в экономике происходят, так сказать, не затрагивая политику. Вот и российский президент ограничил нового премьер-министра сферой экономики, оставив себе таким образом политику. Такой председатель правительства, в случае проявления инициативности и компетентности, вполне может создать дееспособную реформистскую команду, сохранив влияние администрации президента на него и правительство в целом. Еще вчера его имя ничего не говорило думскому большинству, а уже сегодня ему адресуются комплименты почти всех парламентариев. Наиболее лестную оценку получил кандидат в премьеры от главы РАО «ЕЭС России» Чубайса, который назвал Фрадкова профессионалом такого класса и опыта, каких в России единицы. По словам хозяина главного рубильника в стране, «Фрадков обладает редким свойством, полезным для нынешнего правительства, — способностью к прагматичным повседневным действиям с одновременным видением стратегии». Впрочем, людям, даже не очень посвященным, понятно, за что хвалит петух кукушку. Кроме того, Чубайс отметил, что решение о выдвижении Михаила Фрадкова лично для него было неожиданным. «Похоже, что мы видим проявление сложившегося стиля президента: он не любит принимать те решения, которые все от него ждут».

Прямо скажу, что многие эксперты назвали Фрадкова политиком далеко не первого плана, сравнив его с самим Владимиром Владимировичем времен его взлета в далеком 1999 году. Но если сам Путин рекомендовал его как опытного профессионала и порядочного человека, то этим сказано все. Даже несмотря на то, что в середине 90-х нынешний претендент на кресло премьера оказался в центре довольно резонансного скандала. Тогда он был заместителем министра внешнеэкономических связей, и именно с его фамилией связывались незаконные расходы значительных финансовых средств. Расследование осложнилось пожаром в помещении, где хранились компрометирующие документы, и даже смертью одного из главных свидетелей. Бывшему шефу налоговой полиции и финансовому разведчику предстоит «тянуть» на себе нелегкий груз административных, экономических реформ и целого вороха непопулярных решений.

Отставка правительства — событие, сравнимое разве что с парламентскими или даже президентскими выборами. После этого речь пойдет о формировании новой внутриполитической повестки дня. А значит, и о сломе того сценария («зачистка олигархов» и укрепление «силовой» составляющей российской политики), который реализовывался на протяжении последних четырех месяцев и связывал Путина с «мелкими проблемами», скорее, не по его воле. Таким филигранным шагом Владимир Путин явно позволил себе вместе со своим переизбранием начать свою политическую жизнь с новой страницы. Причем после столь мастерского проведения политической рокировки уже ни у кого не повернется язык назвать президента России серым самодержцем. Ведь ход явно надоедающих выборов Путина проявляет почерк талантливого игрока.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать