«Леопардом» — по правительственной коалиции!
Немецкие «зеленые» выступают против продажи танков Турции
Проблема заключается в том, что немцам нужно выбирать между DM14 млрд., рабочими местами и развитием машиностроения с одной стороны и такой безделицей, как права человека, — с другой. Как раз в DM14 млрд. обойдутся 1000 танков «Леопард 2А5», если Турция — член НАТО, как-никак — в 2001 году решит купить их именно у Германии. Еще один аргумент в пользу продажи танков — более 4 млн. безработных в стране. Эти соображения бросили на чашу весов министр обороны Шарпинг и министр экономики Мюллер на тайном заседании совета безопасности, где обсуждалась на прошлой неделе — нет, не продажа! — а только отправка в Турцию одного пробного танка. Против выступили министр иностранных дел Фишер и министр по делам помощи развивающимся странам Вечорек-Цойль. Они заявили, что пока в Турции существуют проблемы с правами человека, и в частности — с правами миллионов курдов, отправлять вооружения в эту страну нельзя. Тем более, что в коалиционном договоре, подписанном двумя правящими партиями год назад, речь идет об учете социальной, экономической и юридической обстановки в стране, которая хочет приобрести у Германии оружие. Точку поставил канцлер Шредер, поддержав воинственную часть совета безопасности.
Но на какое-то время точка оказалась запятой, а «зеленые» решили повоевать с социал-демократами, в частности начав большую кампанию против «Леопарда 2А5 ».
И вот в понедельник вечером состоялась коалиционное совещание, на котором обсуждалась участь танкового бизнеса. Стороны пришли к общему мнению, что они имеют различные взгляды на проблему, но пробный «Леопард 2А5 » все-таки будет отправлен. Социал-демократы сделали хитрый ход конем, заявив, что речь идет не о продаже 1000 танков, а только об одном, да и тот «пробный». Коварство хода не скрылось от критиков, которые высказали мнение, что пробный для того и отправляется на Босфор, чтобы потом продать 1000. Если таких планов нет, то нечего туда посылать и один.
На коалиционных переговорах было согласовано и еще одно заковыристое условие: танки будут проданы Турции, если там, как говорится, «улучшится положение с правами человека». Кто будет устанавливать, улучшились там права или ухудшились, указано не было. В души многих наблюдателей закрадывается сомнение, что на обсуждение танковой проблемы через год-полтора пригласят кого-то из курдских политиков. И не ясно, будет ли считаться «улучшением», если перед подписанием танковой купчей Турция выпустит пару-тройку диссидентов из тюрем...
Но пока что вопрос решен. Политики из обеих партий провозгласили, что все проблемы улажены. Председатель фракции СДПГ в бундестаге Штрук не без иронии сказал, что он должен разочаровать тех, кто надеялся на серьезный кризис правительства. «Зеленые» не будут вести кампанию против танка.
Но бесследно танковый спор для «зеленых» не прошел. Их избиратели, вышедшие в свое время из пацифистских кругов, видимо, теряют доверие к политикам, которые сначала поддержали бомбардировку Косово, ныне очень дипломатически обходят войну в Чечне и торговлю оружием в рейтинге приоритетов — не на словах, а на деле — ставят над правами человека. На коммунальных выборах в земле Баден-Вюрттемберг в минувшее воскресенье «зеленые» потеряли во многих городах от трети до половины своих сторонников. Не столь уж и важные выборы — но явственный сигнал наверх.
Все эти перипетии в Германии имеют и практический смысл для Украины, ведь, как известно, Украина с ее Т-80УД тоже надеется на заказ из Турции. Танк в Харькове дешевле, как заявляют специалисты, и не хуже. Как бы то ни было, понятно, что борьба вокруг турецкого танкового тендера — с применением всех «инструментов», в частности разговоров о правах человека, будет обостряться. Слишком уж привлекательной выглядит победа.
Лейпциг