Летят «утки»: откуда и зачем?

Сергей ЗГУРЕЦ, эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения
С одной стороны, распространять такую информацию могут представители арабских политических кругов, недовольных сотрудничеством Украины с Соединенными Штатами Америки на территории Ирака. Эта информация создает американцам основания для сомнений и таким образом сужает поле деятельности украинских фирм в восстановлении Ирака. В то же время такие публикации вызывают недоверие к Украине как государству, которое не может контролировать утечки военных технологий. В таком случае в этом могут быть заинтересованы страны, которые хотят потеснить Украину на рынке вооружений, которым Украина мешает в сегменте военно-технического сотрудничества с государствами мира. В 1998 году Украину обвинили в поставке оружия талибам, что привело к отказу Украины от Бушерского контракта под давлением США. 1999 год — обвинение Украины в поставках оружия в Африку. Тогда Украина как раз голосовала как непостоянный член Совета Безопасности ООН, и эти обвинения имели целью уменьшить вес голоса Украины. На 2001 — 2002 годы пришлись обвинения в якобы поставках «Кольчуг» Ираку. Эти обвинения, с одной стороны, ставили целью политическое давление на официальный Киев, а с другой — уменьшить возможность украинских спецэкспортеров более жестко проводить экспортную политику. После скандала с «Кольчугами» экспорт украинского оружия резко упал. Экспортеры начинают дуть на холодное. Что мы имеем сегодня? На прошлой неделе — публикация в арабской прессе о причастности Украины к получению иракской нефти незаконным путем и о поставке ядерного оружия «Аль-Каиде». Эти два сообщения как цепочка информации об Украине, конечно, будут иметь продолжение, если мы не предпримем контрмеры. Если считать эту информацию определенным инструментом, чтобы устранить Украину с рынка оружия, то нужно понимать, что экспорт и информационное ему противодействие взаимосвязаны. Поэтому мы вряд ли сможем избавиться от таких обвинений, компрометирующих Украину.
Юрий КОЧУБЕЙ, президент Украинского общества внешней политики
Мое отношение к этому однозначно — кому-то это выгодно. Выгодно, чтобы Украина выглядела вечным нарушителем. Я думаю, что все это идет с Москвы-реки. У нас это никому не нужно, поскольку такое предположение слишком бессмысленно. Но это выгодно нашим северо-восточным соседям. Как только Украина делает какие-то более-менее решительные шаги в направлении Европы, то обязательно возникают «подножки» — очень скандальная, неподтвержденная информация. Это пример действительно бездарной пропагандистской войны. Вспомните «Кольчуги»: американцы уже оккупировали Ирак — и где же они? Ничего нет, но ведь эта новость ходила очень долго, портила отношения Украины с Соединенными Штатами Америки. Вообще нас выставляли как каких-то злоумышленников. Возможно, мы что-то и продали, но, явно, не по тому адресу, о котором говорилось в этой истории. Продажу или передачу опасных технологий талибам я исключаю полностью. Сегодняшняя информация — просто глупая выдумка.
Вадим ГРЕЧАНИНОВ, президент Атлантического совета Украины
— Это могло бы быть нужно многим. По большому счету, это, конечно, «утка». По моему мнению, цель таких спекуляций — скомпрометировать наше участие в Ираке. Хотя нельзя ничего исключать. Подобная информация всплывает не впервые. Но касалась она 1993 — 1994 годов. В последнем же материале речь шла о 1998-м, что не может соответствовать действительности. Конкретно говорить что-нибудь по этому поводу — значит наговаривать.
Выпуск газеты №:
№23, (2004)Section
День Планеты