Перейти к основному содержанию

«Лукашенко умеет талантливо играть»

Как Минск пытается добиться скидки на российский газ
21 сентября, 19:49
ФОТО REUTERS

Позавчера президент Беларуси Александр Лукашенко обвинил Россию в нарушениях договоренностей в рамках интеграционных проектов и давлении через снижение поставок российской нефти из-за споров Минска и Москвы по цене на газ. Кроме того, на встрече с госсекретарем Союзного государства Григорием Рапотой он также заявил о том, что при поставках в Россию блокируются также некоторые белорусские товары, особенно продукты питания. «Дальше так продолжаться не может. Нарушается все, о чем договорились. То, что я сказал, не означает, что мы будем сворачивать интеграционные проекты, но свое участие в этих проектах мы будем оптимизировать», — заметил Лукашенко.

Следует отметить, что газовый спор между Беларусью и Россией длится с начала 2016 года. Минск настаивает на изменении формулы расчета цены на газ, снижении стоимости со 132 до 73 долларов за тысячу кубометров и с января 2016 года недоплачивает за российские поставки. За первое полугодие долг Беларуси вырос до 270 млн долларов. Для стимулирования погашения задолженности Москва заявила о сокращении на 5 млн тонн поставок нефти на белорусские НПЗ в третьем и четвертом квартале. Вместо 23 млн тонн Беларусь до конца года получит лишь 18 млн тонн. В минувшем июне вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что Россия не увеличит поставки нефти в Беларусь, пока не будет погашена недоплата за газ.

«День» обратился к белорусскому политологу Валерию КАРБАЛЕВИЧУ с просьбой прокомментировать возникшую ситуацию и дать прогноз, чем завершиться спор между Минском и Москвой о цене на газ.

— Практически все это время, когда длится спор между правительством России и Беларуси, Лукашенко молчал и никак это не комментировал. Он понимал ситуацию в России, что Путин сегодня очень популярный, что апелляция к российскому общественному мнению не сработает и он проиграет в этом конфликте.

И тут, на открытии Паралимпиады в Рио-де-Женейро, случился скандал, когда белорусский чиновник пронес российский флаг. Это был хороший дипломатический ход. Лукашенко рассчитывал, что одним ударом он решит все проблемы. Потому пресс-секретарь президента Беларуси сообщил, что этот акт был осуществлен с согласия президента, чтобы ни у кого не возникло никаких сомнений. 

Это событие было очень радостно встречено в России. На всех форумах писали: «Браво, молодцы Беларусь». Эту ситуацию комментировали пресс-секретарь президента России Песков и официальный представитель российского МИДа Захарова. Лукашенко почувствовал, что вся Россия аплодирует Беларуси, и он рассчитывал эту ситуацию использовать максимально.

Лукашенко все время молчал, а тут заговорил. Сначала 11      сентября на избирательном участке, куда пошел голосовать. Он сказал: «Мы обо всем договорились, я уже послал телеграмму Путину». Через пару дней белорусский президент принимает вице-премьера Семашко и поручает ему за два дня решить этот вопрос по газовому конфликту. Ничего не получилось. Лукашенко попытался встретиться с Путиным в Бишкеке на саммите СНГ. Тот не принял его и тогда президент Беларуси решил пойти на скандал и стал апеллировать к российскому общественному мнению.

Причем он попытался надавить на самый главный российский «мозоль» — интеграционное объединение. Лукашенко пригрозил, что будем пересматривать, оптимизировать участие Беларуси в этих объединениях. Это такой шантаж, попытка вывести проблему из кулуарных переговоров в публичную сферу, политическую плоскость. Учитывая то, что общественное мнение России после скандала на Паралимпийских играх было в пользу Беларуси, он попытался таким образом надавить на Путина. Это Лукашенко использует всегда, когда только чувствует, как можно сыграть на имперских комплексах России. И сейчас он открыто пошел на скандал, постучал кулаком по столу.

В предыдущих конфликтах подобного рода это давало эффект. Насколько оправданным будет расчет в данной ситуации, сложно сказать. Во всяком случае, я бы не сказал, что Лукашенко сделал нерациональный ход.

Скорее, Лукашенко не получит на 100% то, что хочет Беларусь, уменьшив в два раза цены. Думаю, что он получит какую-то скидку, иначе бы Россия не вступала в переговоры. Другими словами, сейчас разговор идет о том, насколько готова уступить Россия.

С другой стороны, Лукашенко пытается получить скидку на газ ценой национального унижения, я имею в виду скандал на паралимпиаде.

На структурные реформы белорусская сторона не готова, идет лишь на какие-то косметические шаги под воздействием внешних кредиторов, которые дают дешевые кредиты на реформы. К примеру, на переговорах Минска с МВФ речь идет о реформах, а белорусская сторона их не хочет. Поскольку любые реформы разрушают социальную модель, которая есть в Беларуси. А разрушение этой модели — это угроза власти, поскольку эта модель оптимальная для удержания власти. Поэтому белорусская сторона всячески сопротивляется реформам и соответственно модернизации страны.  

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать