Меркель-4
Эксперты — об ожидании Украины от создания в Германии новой большой коалиции ХДС/ХСС и СДПГ
Похоже, в Германии, наконец, завершилась более чем пятимесячная коалициада по формированию правительства после парламентских выборов в конце сентября прошлого года. Это стало возможным после решения членов Социал-демократической партии Германии (СДПГ) поддержать создание «большой коалиции» с блоком канцлера Ангелы Меркель ХДС/ХСС. Согласно обнародованным в воскресенье результатам подсчета голосов в берлинской штаб-квартире СДПГ, «за» создание «большой коалиции» проголосовали 66,02% членов партии, «против» — 33,98%. Таким образом, это решение открывает дорогу созданию нового правительства в ФРГ.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель поприветствовала решение членов СДПГ поддержать создание «большой коалиции» с блоком ХДС/ХСС, отметив на странице в Twitter партии Христианско-демократический союз, что она «с нетерпением ждет дальнейшего сотрудничества на благо нашей страны».
В ЕС также приветствовали решение СДПГ. В частности, президент Франции Эммануэль Макрон назвал результаты голосования социал-демократов «хорошей новостью для Европы». Хозяин Елисейского дворца позвонил канцлеру Германии Ангеле Меркель и исполняющему обязанности главы СДПГ Олафу Шольцу и поздравил их.
Вице-председатель Еврокомиссии Франс Тиммерманс на своей странице в социальной сети Twitter, обыграв немецкое обозначение для «большой коалиции» GroKo, написал: «Вперед, коалиция! За солидарность в Германии и ЕС!»
Одобрительно отреагировал на создание коалиции и председатель фракции консервативной Европейской народной партии (ЕНП) в Европарламенте Манфред Вебер. По его мнению, это «хорошо», что немецкие социал-демократы высказались за «ответственность за страну и Европу».
К одобрительным реакциям на создание нового правительства в Германии присоединился и Президент Украины Петр Порошенко, назвав в Twitter на немецком и украинском языках согласованное коалиционное соглашение «ориентиром для продолжения политической поддержки Украины и завершения российской агрессии».
Неделю назад на съезде ХДС были одобрены предложенные Меркель кандидаты на должности министров. В новом правительстве пост министра обороны ФРГ останется за Урсулой фон дер Ляен.
Министром экономики станет бывший руководитель ведомства канцлера, 59-летний Петер Альтмайер, который считается одним из самых верных соратников Меркель.
Министерство здравоохранения возглавит Енс Шпан, а во главе министерства сельского хозяйства станет 45-летний заместитель председателя ХДС Юлия Клекнер. В кресло руководителя министерства образования сядет 46-летняя Аню Карличек.
Нужно добавить, что Меркель фактически уже выбрала себе преемницу — Аннегрет Крамп-Карренбауэр, известную также по своим инициалам АКК, которая станет генсеком ХДС. Ведь сама Меркель в свое время — с 1998-го до 2000 года — занимала должность генерального секретаря (ХДС). Голосование по переизбранию Ангелы Меркель на пост канцлера Германии может состояться 14 марта.
Как стало известно, свои шесть кандидатур на должности в правительстве СДП назовет на этой неделе, и при этом будет выдержан гендерный баланс, в частности, как это сделала ХДС, назначив троих мужчин и троих женщин на должности министров. В результате торгов социал-демократам отошли такие важные посты, как министр финансов и министр иностранных дел.
«День» обратился к экспертам с просьбой рассказать, чего следует ожидать Украине от правительства христианских демократов и социал-демократов при ослабленной позиции канцлера Ангелы Меркель.
«ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НЕМЕЦКОЙ ПОЛИТИКИ ОТНОСИТЕЛЬНО УКРАИНЫ ОСТАНУТСЯ НЕИЗМЕННЫМИ»
Андреас УМЛАНД, немецкий политолог, старший научный сотрудник Института евроатлантического сотрудничества:
— Утверждение немецкой коалиции всеми тремя партнерами — ХДС, Баварским ХСС и СДПГ — означает, что Германия должна иметь достаточно стабильное правительство до 2020 года, когда нынешняя коалиция будет осуществлять оценку своего прогресса. По крайней мере в течение следующих двух лет Германия, по-видимому, будет иметь правительство большой коалиции во главе с Ангелой Меркель и таким образом в основном будет следовать тем же внешним и внутренним курсам, что и в течение последних четырех лет.
Для Украины наиболее интересным вопросом будет то, кто именно из СДПГ станет новым министром иностранных дел в коалиции. Хотя личность этого нового министра играет определенную роль, основные черты немецкой политики относительно Восточной Европы, включая Украину, останутся неизменными.
На следующие два года будет оставаться два центральных вопроса. Во-первых, будет ли ООН проводить существенную миротворческую операцию в Донбассе — эту идею полностью поддерживал нынешний министр иностранных дел Германии Зигмар Габриель. Если такая миссия станет реальностью, то второй достаточно сложной проблемой для украинско-немецких отношений станет то, будет ли Украина готова к реализации политической части Минских соглашений. А эти требования немецкие дипломаты и политики выдвинут, когда для этого наступит время.
Киев уже сегодня должен начать формулировать толкование политических частей Минских соглашений, которые будут приемлемыми, например, Министерством иностранных дел Германии, а также другими западными партнерами, с одной стороны, и главными политическими силами Украины — с другой стороны.
«СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ СЦЕНАРИИ ПРОДЛЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КУРСА ГЕРМАНИИ ОТНОСИТЕЛЬНО УКРАИНЫ»
Андре ХАРТЕЛЬ, DAAD доцент в НаУКМА:
— Ожидания Киева от новой большой коалиции. Я думаю, что Украина может рассчитывать на продление текущего курса, но существуют разные сценарии. Проблемой последних нескольких месяцев было то, что Меркель не могла использовать политический капитал, и особенно из-за того, что Габриель пытался в то время использовать ее слабость, чтобы подготовить более приспособленный для России курс. Сейчас это прекратится, и наилучший сценарий предусматривает новый толчок для реализации Минских договоренностей свежим дуэтом Меркель-Макрон.
Плюсом является то, что, кажется, Габриель не будет опять назначен на должность министра иностранных дел, а это значит, что его заменит намного более слабый политический деятель в СДП, который не сможет преследовать какую-то другую линию внешней политики.
Я хочу остаться осторожным: хотя Меркель в ближайшее время будет переизбрана на должность канцлера, но она станет ослабленной и должна сосредоточиться больше на внутренних вопросах. Она также увидит, что текущие шаги США против Европы усложняют лоббирование жесткого курса против России внутри Германии и ЕС (многие видят умеренный курс относительно России как необходимый ответ — баланс относительно США).
Я вижу меньшее влияние этого сценария и, как следствие, продолжение санкций без большего пространства для давления на Москву, чтобы она начала имплементировать Минские договоренности.
Ожидание Берлина в отношениях с Киевом. К счастью, за последние годы Меркель создала наратив, который в значительной мере разделяет вопрос территориальной целостности Украины от процесса внутренних реформ. Однако картина, которую изображают немецкие новости о том, что происходит в Украине, очень негативна, и это, конечно, стимулирует/поддерживает те голоса, которые хотят более примирительного курса к России. Здесь Киев двигается по тонкой линии, и ожидаемое дальнейшее замедление реформ/отсутствие реальных действий против коррупции/большее влияние радикальных националистов могут в ближайшем будущем усложнить Меркель защиту собственной позиции.
Отношение новой коалиции к России. Среди основных политических сил Германии нет никаких иллюзий относительно России (хотя среди широкой общественной они существуют).
Россия воспринимается как угроза и ревизионистское государство (но еще не как неотвратимая военная угроза). Отсутствие доверия, которое возникает в результате российской открытой и гибридной войны (хакерские атаки), ставит под сомнение долгосрочные проекты и инвестиции.
Однако Берлин еще не находится в той ситуации, когда все это рассматривается как необратимый процесс. С одной стороны (в основном части СДП), надеется, что Россия еще может быть как-то интегрирована, с другой стороны (МИД, часть ХДС), прагматично рассматривает долгосрочные интересы Германии и преобладающий военный/геополитический статус России. Следовательно, не следует ожидать полного изменения парадигмы отношений с Москвой. Берлин будет продолжать смотреть на Восток сквозь российскую призму, прежде всего, особенно из-за низкой преданности США Европе, как это наблюдается сейчас.
Новое правительство, скорее всего, не будет иметь принципиально другой политики относительно Украины и России, поскольку это является продолжением большого формата коалиции, наверное, под одним канцлером и министром иностранных дел СДП, хотя пока еще непонятно, кто это будет. Внешние факторы, такие как приближение США к этим странам, а также действия самой Украины и России, будут играть важную роль в определении не только немецкой, но и европейской политики на восток в ближайшие месяцы. Берлин и Брюссель обеспокоены стагнацией украинской реформы в сферах борьбы с коррупцией.
«УКРАИНЕ НУЖНО ДОСТИЧЬ ЧЕТКОГО ПРОГРЕССА В ПРОВЕДЕНИИ РЕФОРМ»
Сюзан СТЮАРТ, Немецкий институт по вопросам международной политики и безопасности (SWP), Берлин:
— Новое правительство, скорее всего, не будет иметь принципиально другой политики относительно Украины и России, поскольку это является продолжением большого формата коалиции, наверное, с тем же канцлером и министром иностранных дел от СДПГ, хотя пока еще непонятно, кто это будет. Внешние факторы, такие как подход США к упомянутым странам, а также действия самой Украины и России, будут играть важную роль в определении не только немецкой, но и европейской восточной политики в ближайшие месяцы. Берлин и Брюссель обеспокоены стагнацией украинской реформы в сферах борьбы с коррупцией.
В целом восточная политика, скорее всего, будет уступать по важности другим сферам политики — таким, как миграция и проблемы внутренней безопасности, а также сотрудничество с Францией и будущее ЕС в целом. Многие члены бундестага, которые имеют опыт и интерес к Украине и России, не попали в него, потому состоится этап возобновления этого интереса и знаний, и это также может способствовать игнорированию этих проблем в ближайшем будущем. Следовательно, лучшее, что нужно сделать Украине, — это достичь четкого прогресса в проведении реформ в как можно большем количестве сфер, чтобы убедить как новичков, так и скептиков, что страна заслуживает большой поддержки и внимания.
«ПОРА УЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ С ГЕРМАНИЕЙ ВНЕ МЕРКЕЛЬ»
Алена Гетьманчук, директор Центра «Новая Европа»:
Несмотря на то, что социал-демократы поддержали "большую коалицию" с партией Меркель, в Германии остается определенный уровень неопределенности. Как подтвердили мои встречи в Берлине на прошлой неделе, мы еще можем наблюдать неожиданности относительно тех или иных назначений в правительстве по квоте социал-демократов.
Для Украины важно, что ключевые внешнеполитические позиции и в дальнейшем будут формироваться в офисе федерального канцлера. Мы и дальше будем наблюдать определенные нюансы в позициях относительно Украины со стороны команды канцлера и МИД Германии. Не исключено, что социал-демократы будут все "больше показывать" зубы в некоторых вопросах, в которых они сознательно пытаются придерживаться другой позиции, чем христианские демократы - и по идеологическим соображениям, и по политическим: чтобы отделять себя в глазах избирателей от партии Меркель, а не снова "раствориться" в "большой коалиции" с ней. В частности, это касается вопроса санкций в отношении России, в котором даже во время коалиционных переговоров социал-демократы активно отстаивали позицию поэтапного снятия санкций.
Но для Украины не менее важно понимать, что в Украине есть, грубо говоря, два-три года, чтобы воспользоваться политическим покровительством Ангелы Меркель в решении тех или иных задач. При этом, пора учиться работать с Германией вне Меркель. Как только сформируется окончательно правительство, важно инициировать третий визит госсекретарей немецких ведомств в Украину для того, чтобы как можно больше министерств с обеих сторон налаживали сотрудничество подобно тому, какое уже установили министерства транспорта и инфраструктуры двух стран. Важно за эти несколько лет налаживать контакт с теми политиками, кто будет определять политику ХДС в будущем.
Речь идет и о Аннегрет Крамп-Карренбауэр, которую сама Меркель, очевидно, пока видит своей преемницей во главе партии и которую номинировала на пост генерального секретаря ХДС. Но также речь идет и об известном оппоненте Меркель внутри партии - Йенсе Шпана, которого под партийным давлением канцлеру пришлось предлагать на должность министра охраны здоровья.
Пока главным фокусом для Украины должна оставаться работа с Бундестагом. Именно здесь в связи с приходом новых немецких депутатов, которые так или иначе будут заниматься вопросами международных дел, открывается огромное поле для работы. Нужно многое объяснять с нуля. Важно для Украины, чтобы межпарламентскую группу дружбы с немецкой стороны возглавил представитель ХДС. Надо усиливать и украинскую часть группы. Украинский-немецкий межпарламентский диалог будет оставаться хрупким, пока депутаты Верховной Рады и обновленный состав Бундестага не начнут регулярно общаться между собой, не начнут ездить друг к другу в округа.
Уместно было бы реанимировать идею Дней Украины в Бундестаге, где брифинги о ситуации в Украине для заинтересованных новых депутатов могли бы проводить как их коллеги из ВР, так и представители правительства и гражданского общества. Главное сегодня не воспринимать ситуацию в Германии вроде "Меркель остается - значит все хорошо".
Выпуск газеты №:
№41-42, (2018)Section
День Планеты