Меркель - Путину: Обеспечьте перемирие
Как немецкий канцлер и российский президент комментировали свою преданность Минскому процессу во время первой встречи за последние два года
Как и ожидалось, Украина стала одной из главных тем первой за последние два года встречи канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента РФ Владимира Путина, которая состоялась 2 мая в Сочи. И именно этому вопросу больше всего было посвящено времени во время пресс-конференции обоих лидеров. Немецкий канцлер, в частности, отметила, что обе стороны договорились продолжить работу над урегулированием конфликта на Донбассе в рамках «нормандского» и «минского» форматов после завершения президентских выборов во Франции.
«Мы уже начали работать параллельно в политическом плане. Нам следует и впредь продвигаться в вопросе политического процесса, к которому нас обязывает "Минск-2". Нас не будут пугать никакие усилия, даже если будет очень непросто работать и дальше в этом формате», - отметила она.
Также канцлер ФРГ подчеркнула, что Украина должна получить доступ к госгранице на Донбассе. «Мы, конечно, хотим обеспечения того, чтобы Украина получила доступ к своей государственной границе - это тоже часть Минских договоренностей - и затем обеспечить политическое решение, которое направлено на проведение местных выборов», - сказала Меркель.
«Мы этого еще не добились, но это еще не значит, что мы можем забыть о существующих соглашениях и должны перейти к заключению нового. Сейчас проблема заключается не в необходимости заключения нового соглашения по Украине, а в выполнении уже существующего», - добавила она.
По словам Меркель, центральным пунктом для реализации политического процесса является прекращение огня, в результате которого станут возможными соответствующие политические шаги. "Экспроприацию предприятий, транспортную блокаду и другие вопросы нужно очень тщательно изучать и сделать все возможное, чтобы вернуть это назад", - добавила она. Таким образом, Меркель призвала Путина обеспечить перемирие, которое имеет существенное значение для дальнейшего развития событий.
Между тем Путин в традиционном для него стиле обвинил Украину в невыполнении Минских договоренностей. Более того, он убежден, что сегодняшняя киевская власть потеряла шанс реализовать Минские договоренности тогда, когда у нее были такие внутриполитические возможности. «Сегодня... возможности у верхнего политического эшелона власти стали, мягко говоря, гораздо скромнее в связи с целым рядом обстоятельств, в частности из-за экономической, внутриполитической ситуации», - заявил он. Вместе с тем Путин добавил, что «несмотря на это нужно продолжать усилия именно в "нормандском формате", в рамках действующих соглашений».
Завершилась пресс-конференция вопросом немецких журналистов о возможном вмешательстве России в выборы, которые состоятся осенью в Германии. Немецкий канцлер заявила, что она не из пугливых, добавив, что правительство будет реагировать, если появится дезинформация наподобие той, которую подали российские СМИ об изнасиловании девочки Лизы.
Путин закончил пресс-конференцию словами, что Россия никогда не вмешивалась в политические процессы в других странах, что является очевидной неправдой.
«ЭТА ВСТРЕЧА ПОДТВЕРДИЛА, ЧТО СЕЙЧАС НЕТ СБЛИЖЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО УКРАИНЫ»
Штефан МАСТЕР, эксперт Немецкого общества внешней политики (DGAP), Берлин:
- Я не вижу никаких серьезных результатов или прорыва в Минском процессе после этой встречи. И мы, эксперты, и не ожидали развития. И Меркель, и Путин четко заявили, что они не изменили свою позицию в отношении Минска-2 и Восточной Украины и таких изменений ожидать не стоит. Российское руководство сейчас совсем не заинтересовано идти на компромиссы, потому что оно довольно ситуацией и после выборов во Франции и Германии его позиция на переговорах может даже улучшиться. Минские договоренности от 13 февраля 2015 года - это максимум, которого мог достичь Путин, почему же ему быть гибким, если другая сторона является слабой и теряет доверие под руководством Порошенко? Эта встреча прежде всего подтвердила, что сейчас нет сближения относительно Украины и оба лидера будут придерживаться своих обязательств и интересов.
Екатерина ЗАРЕМБО, заместитель директора Института мировой политики, Киев:
- Я бы сказала, что ничего нового по урегулированию конфликта после встречи Меркель и Путина не прозвучало - и, наверное, не могло прозвучать, потому что Меркель поддерживает переговоры именно в «нормандском формате», а не по двусторонней немецко-российской линии. Поэтому во время встречи прозвучали уже известные позиции Германии и России. Тогда как Путин убеждал, что в Украине происходит внутренний конфликт, Меркель в очередной раз напомнила о роли России в конфликте, попросив Путина «обеспечить режим тишины». Что касается минского процесса, то здесь также прозвучали уже известные вещи: что минскому процессу нет альтернативы, что политический трек и вопросы безопасности должны проходить параллельно и т.п. При этом Меркель назвала режим тишины "исходным пунктом" (дословно "пунктом ноль") реализации политических договоренностей и подчеркнула, что этот пункт еще не достигнут. В итоге наблюдается продолжение прошлых тенденций: признание России стороной конфликта и ее ответственности, но и давления на Украину относительно осуществления политических шагов Минских соглашений.
«Если не будет увеличено давление на Путина, то он по-прежнему будет оставаться основным препятствием для реализации Минска»
Сюзан СТЮАРТ, Немецкий институт по вопросам международной политики и безопасности (SWP), Берлин:
- Я не думаю, что стимулы Владимира Путина по реализации Минских соглашений являются большими, чем они были до встречи с Ангелой Меркель. Он хочет сохранить открытыми свои варианты действий по Донбассу с тем, чтобы иметь как можно больше рычагов, насколько это возможно, относительно Украины. Поэтому если каким-то образом не будет увеличено давление на Путина, то он по-прежнему будет оставаться основным препятствием для реализации Минска - за исключением своих собственных условий, которые неприемлемы для Украины. Вполне вероятно, что Минский процесс и «нормандский формат» будут сохранены, но очень мало будет достигнуто в этих рамках, пока не изменятся расчеты или украинской, или российской стороны. Тем не менее незначительный прогресс может быть возможным по вопросам гуманитарной и социально-экономической сферы. Кроме того, привлечение европейских стран, похоже, смягчило страдания и не допустило обострения ситуации. Таким образом, гораздо лучше сохранить форматы и участие в них Германии, Франции и ОБСЕ, чем отказаться от них.
Section
День Планеты