Меры госбезопасности
Александр Лукашенко пытается нейтрализовать влияние оппозиции на силовиков
«Я как глава государства по закону и конституции могу сам контролировать силовые ведомства, в том числе КГБ», — заявил на этой неделе Александр Лукашенко, пообещав установить за деятельностью силовиков «жесткий контроль, которого ранее в истории Беларуси не было». Формальный повод для такого шага — недовольство главы государства результатами масштабной проверки КГБ, состоявшейся еще в декабре 2003 года. Ведомству дали год на исправление недостатков, они не были устранены, время руководящих офицеров истекло. В конце ноября был смещен с должности председатель КГБ Леонид Ерин, и только на днях на его пост утвердили бывшего заместителя Степана Сухоренко. Реальная же причина пертурбаций в спецслужбе, по мнению белорусских аналитиков, в том, что Лукашенко больше не доверял прежнему руководству КГБ. Ерина, начавшего свой трудовой путь в России, считали «человеком Кремля». А когда «человек Кремля» встречается с митингующими против результатов референдума оппозиционерами, приглашает их лидеров и журналистов к себе в кабинет пообщаться… Александр Лукашенко явно забеспокоился. Россия, хоть и не может и, по всей видимости, не желает поменять персону в кресле президента Беларуси, способна сделать более сговорчивым в решении коммерческих вопросов нынешнего главу союзного государства. В частности, используя для давления на него добытый КГБ компромат.
Нового же главного агента считают человеком, близким к Виктору Шейману — бывшему генеральному прокурору, недавно назначенному на пост главы администрации президента. Шейман теперь остался едва ли не единственным доверенным лицом Лукашенко. Кроме того, были произведены замены в ряде структур КГБ. Александр Лукашенко подчеркнул, что «доверил безопасность молодым специалистам, в основном прошедшим тяжелую, кропотливую работу в Комитете».
Чем займутся молодые профессионалы? В прошлом году в Беларуси был принят новый закон о деятельности КГБ. Он предусматривает внедрение агентов на предприятия любой формы собственности под прикрытием обычного трудоустройства. За разоблачение внедренного сотрудника предусмотрена уголовная ответственность. КГБ также дается право проникать в любые помещения с повреждением запирающих устройств, а соответствующая санкция прокурора может быть получена в течение последующих 24-х часов. «Вы должны работать там, где не смогут сработать ни милиция, ни прокуратура, ни другие ведомства и контролирующие органы», — подчеркнул Лукашенко, обращаясь к сотрудникам КГБ. Он заявил, что отныне они должны бросить все силы на разведку, контрразведку, борьбу с оргпреступностью и терроризмом, а главное — на защиту конституционного строя Беларуси. По мнению же лидера Объединенной гражданской партии Анатолия Лябедьки, напуганный украинскими событиями президент намерен сделать приоритетом Комитета «политический сыск», а отсутствие у большинства новых назначенцев связей с ФСБ должно предотвратить утечку информации.
Между тем, как сообщает Би-Би- Си, недавно в Минске заявила о своем создании организация «Защитники отечества», в состав которой входят бывшие офицеры спецслужб и отставные военные. По заявлению руководителя структуры Олега Волчека, организация не собирается регистрироваться, так как власть не допустит ее легального существования. Новое объединение намерено работать с представителями силовых структур «с целью предотвращения кровопролития и столкновений» во время массовых акций протеста. Такие акции возможны в 2006 году, когда Александр Лукашенко будет снова баллотироваться в президенты.
Совершенно очевидно, что «перетрахивая» (по его крылатому выражению) силовые структуры, президент Беларуси имеет в виду именно перспективу 2006 года. Принимая также решения о кадровых изменениях в министерстве внутренних дел, он особо указал на необходимость пресечения случаев, когда «отдельные сотрудники милиции действуют не во благо общества, а в угоду некоторым представителям местных властей». С помощью милиции президент намерен укреплять «вертикаль» и держать в узде порожденных его же режимом «местных лукашенко».
На данный момент белорусская оппозиция не способна поднять волну народного протеста, которая могла бы угрожать нынешнему президенту. Однако, как отмечает эксперт фонда «Наследие Евразии» Александр Семченко, если до сих пор все инициированные Лукашенко политические кампании, даже проведенные с грубым нарушением законодательства, все-таки соотносились с глубинными электоральными настроениями, то есть были легитимными, хоть и не всегда легальными, теперь этот ресурс начинает таять. «Продавив» референдум и парламентские выборы- 2004, Лукашенко, по всей видимости, «элегантно» победит и в 2006-м. Люди в очередной раз столкнутся с тем, как их мнение тотально игнорируется. Общество, лишенное эффективных каналов коммуникации с властью, все больше начнет отделяться от государства, саботируя его инициативы, как это было при позднесоветском режиме. Так что «позднему Лукашенко» остается полагаться в том числе на ресурсы спецслужб.
Выпуск газеты №:
№15, (2005)Section
День Планеты