Мир на Балканах откладывается
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990603/498-3-1.jpg)
Поездка специальных посланников президента России — Виктора Черномырдина и Европейского Союза — Марти Ахтисаари в Белград отложена, сообщил вчера АП. От поездки Ахтисаари и Черномырдина ожидали многого — ведь они должны были привезти в Белград согласованный мирный план «Большой семерки» и России и, по некоторыми данным, президент Югославии Слободан Милошевич, которого предварительно ознакомили с основными положениями плана, согласился его принять. Поэтому мир ждал, что уже вчера балканской войне будет положен конец — в случае достижения договоренности НАТО должно было немедленно прекратить бомбардировки.
Однако оказалось, что на самом деле согласованного в деталях совместного плана Запада и России не существует. Все стороны согласны с тем, что из Косово должны быть выведены югославские войска и введены международные миротворцы, краю должна быть предоставлена широчайшая автономия в составе Югославии, Армия освобождения Косово — разоружена, а беженцам — обеспечить условия для возвращения на родные пепелища. Впрочем, как сказал в Брюсселе корреспонденту «Дня» Наталье ВИКУЛИНОЙ высокопоставленный представитель НАТО, по традиции альянса попросивший не называть его имя, возвращение беженцев до зимы ожидать не стоит. «Мы сделаем все возможное для «обзимования» городков беженцев. Но никакой окончательной даты возвращения людей в свои дома мы не ставим», — заверил он.
Как сообщил СМИ пресс- секретарь немецкого МИДа Штефан Штайнлайн, вместо того, чтобы лететь в Белград, Черномырдин и Ахтисаари проведут новый раунд переговоров с заместителем госсекретаря США Строубом Телботом. Запад и Россия, по словам канцлера ФРГ Герхарда Шредера еще должны до конца согласовать «кто должен быть выведен (из Косово), а кого нужно туда ввести, чтобы защитить беженцев и сделать возможным их возвращение». Иными словами, еще не согласовано — речь будет идти о полном или частичном выводе югославских армии, полиции и пограничников из Косово и будут ли играть «первую скрипку» в составе ооновских миротворцев солдаты из стран, непосредственно проводивших бомбардировку.
Югославские надежды на то, что кто-то, в частности Международный суд ООН в Гааге, заставит НАТО прекратить бомбардировки не подтвердились — вчера из Гааги сообщили, что суд 12 голосами против 4 отклонил иск Югославии к НАТО. Договариваться все-таки придется с альянсом.
В свою очередь командующий югославской 3-й армии, которая непосредственно ведет боевые действия в Косово, генерал Небойша Павкович заявил, что за все время бомбежек потери среди югославских военных составили только 1800 человек убитыми (мирных жителей, по утверждению Белграда, погибло 1200). Поэтому если учесть, что только под командованием Павковича находится 180 тыс. военнослужащих, разгромить югославскую армию Западу не удалось. «Да, они уничтожили почти все наши казармы, но мы вовремя вывели людей в поле», — сказал Павкович. В то же время НАТО уверяет, что гражданские повреждения в Югославии были меньшие, чем при операциях такого масштаба. По поводу потери со стороны альянса уже упомянутый представитель НАТО в разговоре с украинскими журналистами сказал, что его организация «не ведет бухгалтерского учета», однако признал, что от начала авиаударов потеряно 6 самолетов и 2 вертолета, хотя всех пилотов удалось спасти.
А НАТО допустило еще одну ошибку, по словам брюссельских функционеров, «самую серьезную» от начала боевых действий — самолеты НАТО нанесли удар по позициям албанской армии на их территории. Таким образом Запад хотел «поддержать» своего союзника в вооруженном противостоянии с югославами вдоль линии границы. И хотя никто из албанских солдат не погиб, удар был весьма красноречивым.
С другой стороны поступили пока что непроверенные сообщения о первых столкновениях между солдатами югославской федеральной армии и черногорскими полицейскими. Если черногорцы действительно с оружием в руках будут бороться против Белграда, это почти стопроцентно будет означать крах и урезанной Югославии. Пытаясь любой ценой удержать Косово, Милошевич рискует потерять и его, и Черногорию — последнюю республику, создающую с Сербией Союзную Югославию.