Мир не понимает и не одобряет решение Ельцина
«В меру того как грозит выйти из-под контроля гонка за избрание преемника, унаследующего в предстоящем году его пост, президент Борис Ельцин стукнул кулаком, уволив в понедельник премьер-министра и заменив его бывшим офицером КГБ и преданным союзником, любимцем, который, по его мнению, станет следующим президентом.
Последний шаг Ельцина-политика, постоянным оружием которого являются сюрпризы, — назначение Владимира Путина вместо Сергея Степашина — вызвал скорее смущение, чем шок. Даже бывшие союзники обвинили его в политических играх за счет все слабеющего авторитета российского центрального правительства.
Назначение Путина стало еще одним подтверждением того, что уже началась битва за то, кто возглавит Россию в постельцинскую эру. Первый выстрел на прошлой неделе сделала не президентская администрация, а амбициозный мэр Москвы Юрий Лужков и горстка региональных губернаторов, сформировавших вопреки Кремлю избирательный альянс. Этот альянс, который, по мнению многих, опять привлечет в политику бывшего премьер-министра Евгения Примакова в качестве кандидата в президенты, возможно, и вызвал резкий шаг Ельцина».
«Пребывая на посту президента, Борис Ельцин не соблюдал многих фундаментальных принципов. Однако, если анализировать его странное поведение, то он достиг последовательности по меньшей мере в двух качествах. За восемь лет пребывания у браздов правления он неизменно проявлял импульсивность и немилосердность.
Ельцин постоянно действовал первым и позже давал реалистическое объяснение. Поэтому, возможно, Ельцин был предусмотрительно непредсказуемым, уволив своего премьер-министра Сергея Степашина и назначив на его место Владимира Путина. Степашин, который был верен Ельцину на протяжении 90-х годов и считался потенциальным кандидатом в президенты, казалось, был опустошен таким решением, когда стоял перед членами кабинета, пытаясь объяснить собственную отставку. Борис Немцов, бывший губернатор Нижнего Новгорода и лидер либерального движения «Правое дело» заявил, что поступок Ельцина был «настоящим безумием» и будет иметь тревожный отголосок».
«Большинство аналитиков заявили, что игра в перестановки в верхушке русского правительства углубляет проблемы для американских политиков, формирующих зарубежную политику — они должны вести дела со слабым лидером. Сделав большие ставки на твердую поддержку Ельцина, Соединенные Штаты видят, что Ельцин становится все более непредсказуемым и кажется неспособным определиться относительно достойного кандидата, который унаследует его пост.
Кое-кто побаивается не только передачи власти (в России), но и нынешней путаницы во власти. Ведущими кандидатами на президентских выборах, которые состоятся в России в следующем году, являются «коммунист, шпион и коррумпированный мэр», отмечает Томас Грехем, бывший американский дипломат, работник фонда Карнеги».
«Бессмысленная смена правительства вряд ли пойдет на пользу интересам России. Она оставляет страну без правительства, и снова в самом разгаре переговоров по реструктуризации долгов в Лондоне и проявления силы исламскими экстремистами на юге.
Однако, возможно, существует и целесообразность в показном безумии Ельцина. Хотя последняя смена правительства вредна для России, она может быть полезна для клики его собственных сторонников. Некоторые московские наблюдатели считают, что Степашин был уволен потому, что не остановил утечку кадров из Кремля и позволил окружению Ельцина избрать наследника, который лучше будет защищать их собственные интересы».
«У главы России сегодня есть одна навязчивая идея: организовать свое наследство таким образом, что когда он уйдет в отставку с поднятой головой, то ему и его окружению будет гарантирован иммунитет. Поэтому он руководит как царь, ощущающий угрозу. Для большинства населения его правление обозначено стремительным обнищанием и бесстыжей коррупцией. Предчувствуя взрыв народного гнева, президент, ставший наследником Ельцина летом 2000 года, может требовать чтобы за все это заплатил его предшественник».
Выпуск газеты №:
№146, (1999)Section
День Планеты