Перейти к основному содержанию

Мировая система контроля за ядерным «зверем» не существует?

28 октября, 00:00

Отказ американского сената утвердить Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний торпедировал хрупкий режим всемирного контроля над ядерными вооружениями, сложившийся в последние десятилетия холодной войны. Это случилось после серии серьезных ударов, нанесенных по этому режиму. В их число входят, во-первых, сообщения о том, что Китай, возможно, планирует расширение и модернизацию своего стратегического ядерного арсенала за счет использования полученной в Америке шпионской информации; во- вторых, проведенные в США несколькими неделями ранее успешные испытания прототипа системы национальной противоракетной обороны (National Missile Defense System — NMD); в-третьих, сообщения о том, что Индия и Пакистан продолжают укреплять свой ядерный арсенал (они намереваются установить ядерные боеголовки на ракетоносители); в-четвертых, рекомендации индийскому правительству создать условия для проведения политики ядерного сдерживания; и, в-пятых, захват власти в Пакистане военными, выступающими за проведение жесткой политической линии в отношении Индии. Все эти события потенциально способны смести сложившийся на сегодняшний день режим контроля за ядерными вооружениями — и республиканское большинство в американском сенате встретило бы это без сожаления.

Этот режим контроля над вооружениями, подобно российским и американским арсеналам, является триадой. Его важнейшей опорой служит Договор 1969 года о нераспространении ядерного оружия. Фактически, этот договор является договором замедленного действия, упраздняющим ядерное оружие, по которому страны, не имеющие ядерного оружия, обязуются никогда не иметь его в дальнейшем, а страны, обладающие ядерным оружием (по состоянию на 1968 год — Америка, СССР, Англия, Франция и Китай) соглашаются со временем сократить, а в дальнейшем полностью ликвидировать свои ядерные арсеналы. На сегодняшний день договор подписали 185 стран.

Второй опорой служат двусторонние переговоры о сокращении стратегических ядерных вооружений (START), проводимые между Москвой и Вашингтоном. Начавшись во время холодной войны, они парадоксальным образом сошли на нет после завершения конфликта. Если целью Договора о нераспространении ядерного оружия является обуздание «горизонтального» распространения ядерного оружия, то START направлен на отмену «вертикального» распространения — на последовательную ликвидацию гор атомного оружия, которые США и Советский Союз накопили за период холодной войны. Третья опора — это Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, который, подобно Соглашению о нераспространении ядерного оружия, носит всеобщий характер. Он направлен на качественное разоружение, значительно ограничивая техническое усовершенствование ядерного оружия.

Несмотря на то, что все три компонента возникли независимо друг от друга, сейчас они взаимосвязаны. Ни один из них не сможет выжить без двух других.

Но всем этим переговорам, приостановившимся после окончания холодной войны, угрожает намерение США ввести в действие Национальную противоракетную оборону, которое рассматривается Россией в качестве угрозы и которое противоречит советско-американскому договору, упраздняющему большинство систем противоракетной обороны. Стратегической основой STARTа является доктрина ядерного сдерживания, согласно которой обе бывшие сверхдержавы должны быть способны уничтожить друг друга после атакующего ядерного удара. Россияне утверждают, что если США будут в состоянии защитить себя от ядерной атаки, то способность России ответить на удар будет подорвана, и стратегии сдерживания придет конец.

Китай добавляет, что если США, как угрожает, развернет противоракетную оборону в Азии для того, чтобы защитить Тайвань и Японию, то Китаю придется создать свой собственный наступательный ядерный арсенал — возможно, используя информацию, полученную от китайских шпионов в Америке. В таком случае Китай, которому понадобится провести испытания новых боеголовок, с большой вероятностью воспользуется брешью в режиме контроля за ядерными испытаниями, только что пробитой американским сенатом. Просто шпионаж вряд ли пойдет на пользу Китаю, но сочетание шпионажа и отказа от моратория на ядерные испытания вполне сможет принести свои плоды.

Американская противоракетная оборона работает против всего проекта по контролю за вооружениями в целом: сторонники системы ПРО думают, что она прикрывает Америку от ядерной атаки, после того как та умыла руки по отношению к нераспространению ядерного оружия, потопив запрет на проведение ядерных испытаний. Разработка ПРО и отказ от моратория на ядерные испытания — вот два столпа видения республиканцами ядерного будущего. Первое послужит Америке щитом, второе заточит ее ядерный меч. Эти люди верят в то, что Америка будет поддерживать подавляющее ядерное превосходство за счет проведения испытаний, в то же самое время защищаясь системой противоракетной обороны от атак, проводимых «жуликами», распространяющими ядерное оружие.

Эти стратеги совершенно не учитывают тот факт, что пятьдесят лет холодной войны доказали эфемерность ядерного превосходства и техническую неосуществимость (по крайней мере, на сегодняшний день) оборонительных проектов. По словам сенатора Сэма Браунбека от штата Канзас, «нам никогда не удавалось сохранить мир путем договоров. Мир всегда опирался на силу, показываемую Соединенными Штатами».

Тем временем в Южной Азии региональные события дают толчок первой широкомасштабной гонке ядерных вооружений, не связанной с холодной войной. Когда в мае 1998 года Индия и Пакистан обменялись сериями ядерных испытаний, западные обозреватели полагали, что ядерное противостояние окажет отрезвляющее воздействие на обе страны, как это уже случилось с Соединенными Штатами и Советским Союзом во время холодной войны. Вместо того Индия и Пакистан развязали первую за последние двадцать пять лет настоящую «горячую» войну в Кашмире. Стремление Индии создать ядерный арсенал, сообщения об укреплении военного потенциала в Индии и Пакистане и военный переворот в Пакистане говорят об эскалации гонки вооружений в Южной Азии.

У Востока и Запада больше нет монополии на ядерное безумство, к ним присоединился Юг. Но Индия и Пакистан отделены от остального мира не более, чем американский сенат. Если эти страны продолжат ядерные испытания, то окажется ли в стороне Китай? Если Китай проведет испытания, будут ли Россия и США следовать односторонним ограничениям?

Соглашения о контроле над вооружениями времен холодной войны никогда не были ничем большим, нежели тонкой сетью, наброшенной на ядерного зверя, а тот, по сути, никогда не находился под чьим-либо контролем. Они просто наметили более серьезные меры, которые, несмотря на закончившуюся десять лет тому назад холодную войну, никогда не были воплощены. Сегодня зверь пробудился, сети рвутся одна за одной, и перед миром встает задача, которой в течение десяти критических лет пренебрегали: не просто восстановить, но заново изобрести контроль над ядерными вооружениями.

КСТАТИ

Американцы продолжительное время настаивают на внесении изменений к договору ПРО, с тем чтобы построить ограниченную противоракетную оборону — ядерный зонтик для защиты от непредсказуемых режимов, имеющих на вооружении баллистические ракеты. К числу последних США относят Северную Корею и Иран. При этом Вашингтон утверждает, что этот щит не будет направлен против России. Более того, он обещает потом поделиться им с европейцами и россиянами.

Москва утверждает, что внесение поправок в этот договор приведет к новой гонке вооружений. А заместитель министра обороны РФ Николай Михайлов пригрозил Вашингтону, что у России достаточно вооружений, чтобы преодолеть любую противоракетную оборону, сообщает АП. Причем затраты, отметил он, будут намного меньше расходов американцев на создание ядерного зонтика. По его словам, Москва просто увеличит количество ракет нового класса «Тополь», которые летят на низких орбитах и «умеют» уклоняться от радаров, и количество боеголовок на этих ракетах. Но такой оптимизм замминистра опроверг заместитель премьер-министра России по вопросам ВПК Илья Клебаков, утверждающий, что стране не под силу реализовать такую модернизацию из-за нехватки финансовых ресурсов. По его словам, современные вооружения в российской армии составляют только треть против 80% в западных армиях. А чтобы ликвидировать этот разрыв, России потребуется по меньшей мере 10—15 лет.

Но теперь ничто не может помешать американцам разорвать договор ПРО. Идею строительства ядерного щита поддерживают не только республиканцы, но и сами демократы. И если Клинтон хотел построить «малый ядерный зонтик», то кандидат в президенты США Джордж Буш-младший собирается построить его для всей страны.

Похоже, что мир опять стоит «на старте» новой гонки вооружений, и очень сомнительно, что в случае ее начала кто-то будет считаться с интересами Украины. Призывы наподобие «простите, ведь мы отказались от третьего в мире ядерного потенциала» — являются очень слабым аргументом в большой геополитической игре.

Николай СИРУК, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать