Перейти к основному содержанию

Мировые финансовые институты нуждаются в «починке»

01 декабря, 00:00
Мировой финансовый кризис, а также сильные подозрения влиятельных политических сил стран-доноров в разворовывании кредитов МВФ в России, усилили сомнения в эффективности международных финансовых организаций. Хотя, как бы не менялась их дальнейшая роль в мировой экономике, уже совершенно ясно, что просто так — за реформаторскую риторику — денег (в долг) уже не дадут ни МВФ, ни Мировой банк.

Как водится, МВФ и Мировой банк поздравили друг друга на недавно закончившейся встрече в Вашингтоне. Однако за взаимными поздравлениями крылось широко распространившееся чувство, что оба института потерпели полный крах и нуждаются в фундаментальных реформах.

Некоторые реформы, пусть даже частично, уже проглядываются. Бедные страны заручились согласием на гораздо более широкое списание долга. Действительно, президент Клинтон провозгласил о 100-процентном списании задолженности беднейших стран перед США. МВФ также пообещал уделить большее внимание проблемам нищеты (!). А богатые страны договорились о более регулярных встречах с более бедными странами в рамках нового образования, названного Группой-20. Г-20 включает в себя восемь наиболее развитых стран, десять развивающихся стран (в основном самых крупных, таких как Бразилия, Китай, Индия и Южная Африка), и по одному представителю от МВФ/Мирового банка и от Европейского Союза.

Первоочередной задачей Г-20, встреча которой на уровне министров финансов назначена в Берлине в декабре текущего года, должно стать фундаментальное улучшение деятельности международных институтов. Большинство этих институтов функционирует неправильно, и все они нуждаются в «починке».

К примеру, возьмем МВФ. Он наломал немало дров в России и совершенно покалечил ее. За последние 20 лет он плохо проявил себя в Африке (по сути, признав это своей «новой» озабоченностью нищетой). Он не сумел остановить финансовый кризис на мировых рынках, который оказался наихудшим за последние три года.

Более того, хотя он и принимает похвалы за «восстановление» Восточной Азии, правда заключается в том, что азиатский крах 1997 года, в первую очередь, во многом вызван неправильным руководством МВФ, поскольку МВФ помог разжечь финансовую панику. Не следует перехваливать МВФ за восстановление экономического роста Восточной Азии, поскольку Восточная Азия десятилетиями развивалась без какой-либо существенной помощи МВФ.

Реальный вывод о деятельности МВФ прост. МВФ пытается управлять большей частью мира, и, конечно же, не способен делать это эффективно. У него имеются программы в более чем 60 странах, и он, в сущности, диктует (или пытается диктовать) экономическую политику этим странам. Такая задача невыполнима и глупа.

У МВФ нет особого опыта работы с переходными обществами бывшего коммунистического мира или с развивающимися африканскими странами. Он печально провалился в этих странах. Пришла пора, чтобы МВФ вернулся к своим основным и неотложным обязанностям: к мониторингу Международной монетарной системы, и, возможно, к выделению нескольких «аварийных» кредитов. МВФ должен осуществлять пять программ в год, а не пятьдесят.

Не лучше обстоят дела с Мировым банком. Он также пытался управлять миром, или по крайней мере, его беднейшей частью. Он также значительно раздулся в размерах. Ни один отдельный институт не может претендовать на определение «правильной» стратегии экономического развития. Конечно, все страны нуждаются в энергичном экономическом росте под предводительством частного сектора, а также в социальных программах, но существуют самые разнообразные способы достижения этих целей. И большинство проектов Мирового банка по финансированию могут быть осуществлены частным сектором.

Мировой банк должен значительно урезать свою активность и сфокусироваться на сборе и обработке систематических данных, на поддержке новых научных усилий, направленных на решение проблем бедных стран (например, на разработку вакцины против малярии), и на исследовании долгосрочных глобальных проблем, таких как искусственное потепление климата. Возможно, деятельность Мирового банка по кредитованию стран также должна быть полностью прекращена и передана в руки частного сектора и региональных банков по развитию, подобных Азиатскому банку развития.

Прочие институты, наоборот, нуждаются в увеличении бюджета и укреплении своей международной роли. Это относится к институтам, занимающимся международным здравоохранением — таким как Всемирная организация здравоохранения, ЮНИСЕФ и Программа ООН по борьбе со СПИДом. Аналогичным образом, Программа ООН по развитию, которая занимается отслеживанием условий человеческого развития по всему миру, также нуждается в больших полномочиях.

В любом случае, Г-20 должна немедленно заняться вопросами подобного рода. Когда Г-20 встретится позднее этой осенью, она должна будет потребовать независимого и скрупулезного анализа деятельности МВФ и Мирового банка, равно как и прочих международных агентств. Этот анализ должен проводиться независимыми экспертами из развивающихся и развитых стран. Надо побудить этот ревизионный комитет предоставить самые четкие рекомендации. Нам нужны работающие международные институты. Если не исправить коренным образом деятельность МВФ, Мирового банка и прочих ключевых институтов, то дело международного развития будет продолжать страдать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать