Перейти к основному содержанию

Мишель ДЮРЕ: Мы хотим убедиться, что заявления Украины будут подкреплены действиями

02 февраля, 20:07

Директор Центра информации и документации НАТО в Украине Мишель Дюре с 2002 года занимается вопросами сотрудничества Альянса и Киева. Поэтому он как никто другой хорошо осведомлен о состоянии сотрудничества нашей страны и Североатлантического альянса. Изменилось ли что-то в отношениях между НАТО и Украиной после прихода к власти антикризисной коалиции? Почему генсек НАТО на одной из пресс-конференций в этом году подчеркнул необходимость привнесения динамики в отношения между Альянсом и Украиной? Почему после почти 10 лет сотрудничества идею вступления Украины в НАТО поддерживает только около 20% украинцев? Об этом «Дню» рассказывает представитель Альянса в Украине.

— Многие эксперты, характеризуя отношения между Украиной и НАТО в 2006 году, считают прошлый год годом утраченных возможностей. Как бы вы кратко охарактеризовали прошлогодние отношения между Альянсом и Киевом? Если можно, назовите достижения или просчеты, допущенные за этот период? Почему не были использованы шансы, появившиеся перед Украиной в прошлом году? Повлияет ли отставка Тарасюка на евроатлантическую интеграцию Украины?

— Потерянный год? Вряд ли, но, безусловно, это зависит от каждой конкретной позиции и уровня понимания реалистических ожиданий. С институционной точки зрения, никогда еще наши отношения не были настолько глубокими и откровенными, как сейчас в рамках Интенсифицированного диалога. Украинские делегации высшего уровня посещали Брюссель, начиная от премьер-министра, и мы имели реальный политический диалог между странами Альянса и Украиной. Мы надеемся продолжить сотрудничество в том же духе в 2007 году. Со времени выборов в Верховную Раду мы, вместе со странами Альянса, пригласили почти десять процентов новоизбранных народных депутатов посетить штаб-квартиру НАТО, где они могли спокойно получить информацию. С практической точки зрения, в 2006 году были позитивные достижения в рамках многих проектов, я бы сказал, обоюдно выгодных. Наконец- то был ратифицирован долгожданный Меморандум о стратегических авиаперевозках, несущий в себе выгоду для обеих сторон. Украина продолжает реформирование структур безопасности и обороны, хотя внутриполитическая ситуация остается непростой. Однако Украина предала огласке первую в истории Белую книгу по вопросам обороны, что свидетельствовало о высоком уровне прозрачности. Было принято решение об участии в антитеррористической операции под предводительством НАТО на Средиземноморье «Активные усилия», и это вызывает уважение со стороны стран Альянса. Также прошли конкретные обсуждения относительно возможности участия Украины в других крупномасштабных операциях НАТО, таких как Международные силы содействия безопасности на территории Афганистана. Офис связи НАТО активно развивает программы подготовки для обеспечения более эффективного управления структурами безопасности. Вообразите, в прошлом году состоялось более сотни мероприятий по техническим аспектам интеграции! Более значимыми практическими проектами являются инициатива Целевого фонда ПРМ относительно уничтожения устаревших боеприпасов и стрелкового оружия, реальная фаза которой началась в 2006 году. Другой проект Целевого фонда в Украине предполагает содействие преодолению негативных социально-экономических последствий сокращения Вооруженных сил. С этой целью в апреле прошлого года в г. Хмельницком был основан Центр переподготовки для бывших военнослужащих. Он обеспечивается за счет ресурсов НАТО.

Такие практические программы сотрудничества в течение прошлого года существенно расширились. Даже в Службе Безопасности Украины была создана общая рабочая группа с НАТО с целью рационализации усилий в отрасли реформирования для приведения этих структур к европейским стандартам. Если бы страны Альянса не были настолько преданы сотрудничеству с Украиной, они вряд ли поддерживали бы такие действия.

Говоря с институционной точки зрения, ответственность за реформы в государстве будет нести Украина. Реформы нужны не НАТО, а Украине. Во всех новых странах НАТО предпосылкой воплощения ключевых реформ в секторе безопасности был политический консенсус. Безусловно, во время и после парламентских выборов вопрос НАТО слишком политизировался, а взгляды на евроатлантическую интеграцию были диаметрально противоположны. Я заметил, что мифы и стереотипы, многие из которых просто примитивны, опять возникли в это время, благодаря хорошо профинансированному пиару.

В декабре прошлого года я даже видел в Крыму плакаты, которые обвиняли НАТО в развязывании войны на Филиппинах в 1948 (!) году. Если вы доверяете такой лжи... НАТО тогда еще даже не существовало! Что в Украине на самом деле нуждается в совершенствовании, так это понимание НАТО как широкой общественностью, так и политическими партиями. Необходимо откровенно говорить правду. Многие рассматривают Альянс как «врага старых времен» или организацию, вражескую по отношению к России, и, по моему мнению, над этим следует работать. Россия, с которой мы готовимся отпраздновать десятилетие подписания Основополагающего акта, является нашим стратегическим партнером, и мы не имеем конфликтов ни с одним из наших партнеров. Кстати, корабли этой страны-партнера, базирующиеся в Крыму, участвовали в антитеррористической операции НАТО.

— Что стоит за недавним заявлением генсека Яаапа де Хоопа Схеффера, который отметил, что НАТО ожидает от Украины в 2007 году «больше динамики и практических результатов»? Каких именно результатов ожидает Альянс от Украины в этом году?

— НАТО руководствуется качественными показателями, согласно которым решение о вступлении той или иной страны принимается, учитывая успешность действий и реформ, а не деклараций. Речь идет не о том, что мы «ожидаем результатов», мы лишь хотим углубить взаимное практическое сотрудничество, о чем было объявлено в сентябре 2006 года во время визита премьер- министра Украины в штаб-квартиру НАТО. Нам много пообещали, и теперь мы хотим убедиться, что слова будут подкреплены действиями. Речь идет также об информационной кампании, которая не должна ограничиться планами на бумаге...

— Кстати, подготовлен ли Целевой план Украина — НАТО на 2007 год и когда будет дана оценка выполнения Целевого плана за 2006 год? Возможно, уже существует предварительная оценка со стороны НАТО. Какова она?

— В течение всех предыдущих лет происходили подобные дискуссии. Ежегодные Целевые планы оглашают обычно в первом семестре. Составить такой план не очень легко, за его наполнение отвечает в первую очередь Украина, но, как вы знаете, финансирование остается камнем преткновения. Обсуждения продолжаются, проект документа сейчас рассматривается в Брюсселе и, без сомнения, вскоре будет окончательно согласован. План на 2007 год на этот раз является очень конкретным, и в нем хорошо расставлены приоритеты.

— Как вы в целом оцениваете уже после принятия бюджета на 2007 год настроенность нынешнего правительства и премьера выполнять данные 14 сентября прошлого года в Брюсселе обещания о повышении уровня информированности украинского населения о НАТО и, в частности, создании позитивного имиджа Альянса? Когда, по вашему мнению, население Украины начнет положительнее воспринимать НАТО?

— Вы задаете сразу два вопроса. Начну со второго. Это произойдет, когда люди не будут вынуждены делать то, чего они совсем не понимают. Наверное, не следует подталкивать людей действовать против их воли и согласия. С другой стороны, честная и откровенная информация с фактическим, а не эмоциональным наполнением, имеет первостепенный смысл. Для этого необходимо произвести комплексную и надежную информационную стратегию, подкрепленную реальными ресурсами и политическим консенсусом между различными партиями. Относительно первого вопроса — обеспечения ресурсами — требуется не так много средств, но эта даже незначительная инвестиция принесет плоды. Главное — каким образом будут распределяться ресурсы и политическая воля. С другой стороны, готовы ли украинские налогоплательщики израсходовать десятки миллионов на проведение «народных консультаций» по вопросу, который даже не является реальным, а остается виртуальным, в то время когда больницы нуждаются в медицинском оборудовании и мечтают получить на несколько гривен больше на койко-место ежегодно? В новых странах НАТО, на информацию о НАТО расходовались не деньги из госбюджета, а в первую очередь — средства частных инвесторов, через общественные организации, заинтересованные в продолжительных последствиях реформ, которые должны обеспечить стабильность и прозрачность их бизнеса. Иными словами, процесс евроатлантической интеграции не является государственной монополией, поскольку затрагивает все слои общества.

— Вы достаточно долго пребываете в Украине. Как, по вашему мнению, можно повысить эффективность информирования украинского населения о НАТО и, в частности, в контексте демонстрации преимуществ вступления Украины в Североатлантический блок?

— Сравню с периодом 2002 года. Я бы сказал так: тогда этот процесс только начинал развиваться. Сегодня обсуждение вопросов НАТО больше не является экзотикой в Украине, хотя и привлекает много внимания и вызывает интерес, если не сказать страсти. Почти каждый день в Украине мы слышим о проведении круглого стола, конференции или общественного слушания по вопросам НАТО. Прения в процессе, и хотите вы этого или нет, их не так легко прекратить. Конечно, если посмотреть на опыт стран Альянса, которые присоединились недавно, вы увидите, что для того, чтобы разъяснить плюсы и минусы членства, необходимо иметь политический консенсус, привлечение политических, экономических и культурных элит, а также должное ресурсное обеспечение, хотя это значит, что должны быть израсходованы миллионы. И с ограниченными ресурсами можно достичь многого лишь при условии их рационального использования.

— Председатель комитета Верховной Рады по вопросам иностранных дел Виталий Шибко в интервью «Дню» сказал, что вступление Украины в НАТО будет зависеть от того, что именно в этом блоке для Украины есть интересного. И если на сегодняшний день НАТО сможет предложить Украине интересные вещи, которые помогут решить не только вопросы безопасности, но и много внутренних и социальных проблем, тогда это станет весомым аргументом для вступления в Альянс. Как вы думаете, почему до сих пор не удается показать украинскому народу интересные вещи, о которых говорит Шибко? Или их просто нет?, Или, может быть, Брюссель и Киев не могут и не умеют их показать?

— НАТО не занимается активным поиском новых членов, но придерживается политики открытых дверей. Вы хотите — или нет — вступить в организацию. Это решение украинского народа. НАТО не ставит перед собой цель убедить, а стремится предоставить правдивую информацию об Альянсе и разъяснить его текущую политику. Новые страны НАТО (а 40% общего количества стран являются бывшими социалистическими государствами, среди них — страны с православным вероисповеданием) не имеют никаких претензий. Собственно, никто не жалуется. Исторически, даже те политические партии, которые были против вступления страны в НАТО, со временем стали большими сторонниками того, чтобы оставаться в составе Альянса. Это засвидетельствовал, например, референдум в Испании в 1986 году. Не стоит ли прибавить, что в прошлом году вступление в НАТО поддерживали больше сербов, чем украинцев? Я лишь хочу продемонстрировать, что каждый выбор необходимо взвесить, учесть все «за» и «против» и прислушиваться к своему сознанию. Нарисуйте две колонки, указав с одной стороны различные возможности обеспечения безопасности Украины на длительный период, а с другой — преимущества каждой из них, которые будут результатом реформ, экономического процветания, демократии, независимости, свободы, энергетической безопасности и так далее и поставьте соответствующие баллы, после чего определитесь со своим отношением. НАТО не рекламирует членство в организации, никогда этого не делала и не будет делать. Альянс существует и развивается сам по себе, причем население его стран составляет 840 млн. жителей, а общий ВВП — более чем 60% от мирового. Это гарантирует немалые возможности странам-кандидатам и партнерам. Итак, сегодня мы готовы объединить усилия с руководством Украины и общественными организациями для разъяснения НАТО (как мы это делаем в наших странах), но подчеркивая, что курс на вступление в НАТО зависит от Украины и ее народа.

— Кстати, хотелось спросить вас как представителя Альянса, как влияет на отношения между НАТО и Украиной борьба, которая ведется между Президентом и премьер-министром? Как повлияет отставка Тарасюка на евроатлантическую интеграцию Украины? Затормозится ли из-за этого сотрудничество между Украиной и НАТО?

— Мы считаем это внутренним вопросом и не комментируем внутриполитическую ситуацию такого рода. Мы придерживаемся рамок документов, определяющих механизмы консультаций и сотрудничества, и продолжаем сотрудничать.

Что касается отставки министра иностранных дел. Генеральный секретарь лично всегда высоко ценил профессионализм и преданность господина Тарасюка, а сейчас готовится письмо, в котором генсек выразит благодарность господину Тарасюку за его взнос, также благодарность как другу и пожелание успехов в дальнейшей карьере. Мы готовы сотрудничать с новым министром иностранных дел, кто бы это ни был. Надеемся, что качество наших отношений не ухудшится. Относительно второй части вашего вопроса, мы осуществляем Интенсифицированный диалог, в котором определены приоритеты работы, такие как: реформирование структур безопасности и обороны; практическое сотрудничество, как, например, участие Украины в международных операциях «Активные усилия» в Средиземноморье, на Балканах; поддержка военных врачей в рамках нашей операции в Афганистане; потенциал стратегических авиаперевозок, который Украина предлагает НАТО для использования в различных операциях, в частности, относительно тыловой поддержки Альянса миссии Африканского союза в Дарфуре. Следовательно, как видите, на этом фронте происходит многое. Благодаря этому, Украина приобретает позитивный имидж страны-донора безопасности. Что касается интеграции и темпов реформ, позвольте мне только сказать: реформы нужны Украине, а не НАТО, не так ли?

— Кстати, как вы расцениваете заявление министра чрезвычайных ситуаций Нестора Шуфрича о том, что членство в НАТО следует отложить? Как вы думаете, может ли Партия регионов «созреть» для того, чтобы поддержать членство Украины в НАТО? Когда это может произойти?

— Достижение политического консенсуса — это внутренний вопрос. У нас хорошие отношения со всеми политическими партиями. Относительно Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций, позвольте напомнить вам, что это министерство успешно сотрудничает с НАТО в практической плоскости вот уже многие годы, в частности, в рамках Меморандума о взаимопонимании по вопросам планирования на случай чрезвычайных ситуаций гражданского характера и готовности к катастрофам, подписанного в 1997 году, разрабатываются общие планы эффективного реагирования и готовности к естественным катастрофам, таким как схождение лавин и землетрясения, а также техногенные бедствия или террористические нападения с выливанием токсических веществ или применением химического, биологического или ядерного оружия. В последнее время партнеры высоко ценили опыт Украины в этой отрасли, и мы надеемся на продолжение сотрудничества.

— Ранее сообщалось, что в этом году планируется визит генсека НАТО в Украину, когда это состоится?

В этом году мы отметим десятилетие Хартии Украина — НАТО об особом партнерстве. По случаю годовщины будет организован ряд событий, которые продемонстрируют ее важность, но сейчас еще рановато говорить о деталях будущих визитов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать