Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Много слов — мало дела

Аркадий МОШЕС: Европейский Союз никогда не был в состоянии договориться о каких-либо санкциях
11 февраля, 11:43
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Вопрос Украины, в частности урегулирование политического кризиса, который длится более двух месяцев, стал чуть ли не самым главным в повестке дня на нынешних заседаниях разных европейских структур. На прошлой неделе Европарламент принял резолюцию (уже четвертую) относительно ситуации в Украине, призвав ЕС приготовиться к возможному применению санкций относительно украинских чиновников, а также оказать финансовую помощь Украине ради стабилизации бюджетной ситуации.

Вчера во второй раз вопрос Украины рассматривался на заседании Совета ЕС на уровне министров иностранных дел стран Евросоюза. Причем он был первым в повестке дня, хоть и рассматривался в контексте «Восточного партнерства».

•  Накануне западные СМИ писали, ссылаясь на анонимных дипломатов, что на этом заседании министры иностранных дел намерены обсудить вопрос о подготовке к возможному введению санкций ЕС против Украины.

Ситуацию с возможным внедрением санкций подогревало то, что позиция партии канцлера ФРГ Ангелы Меркель — Христианско-демократического союза — относительно кризиса в Украине стала более жесткой. «Если украинское руководство и в дальнейшем будет отказывать в элементарных гражданских правах, то мы выступим за то, чтобы международное сообщество применило санкции к отдельным персонам, против поработителей», — отмечается в резолюции от 8 февраля. Сама лидер партии Ангела Меркель заявила, что все время выступает за то, чтобы стороны конфликта в Украине вели переговоры, «чтобы трансформационный процесс прошел мирно», — сообщило агентство DPA. Также Меркель  отметила, что в настоящее время все еще делает ставку на достижение решения путем переговоров между украинской властью и оппозицией. Вместе с тем правление ХДС одобрило совместное предложение ЕС и США — оказать Украине помощь и тем самым спасти ее от банкротства. «В ответ мы ожидаем от киевского правительства реформ, которые гарантируют права человека и оживят экономику страны», — говорится в документе ХДС.

Днем ранее, 7 февраля, находясь с визитом в Риме, руководитель внешнеполитического ведомства Германии Франк-Вальтер Штайнмаер подтвердил, что в Германии обсуждают вопрос возможных санкций против украинских чиновников. Напомним, что после заявления Штайнмайера о возможных санкциях относительно Украины посла ФРГ в Украине Кристофа Вайля вызывали в украинский МИД. Как сообщается на официальной веб-странице украинского внешнеполитического ведомства, «внимание немецкой стороны было привлечено» к словам Франка-Вальтера Штайнмаера, которые он сказал в понедельник вечером в интервью немецкому телеканалу ARD касательно внутриполитических событий в Украине. «Санкции мы должны сейчас продемонстрировать как угрозу», — заявил тогда немецкий министр. По его словам, нужно быть готовым к такому шагу, если ситуация в Украине не улучшится, а в переговорах между правительством и оппозицией не наметится продвижение.

•  Похоже, что такая идея — применение санкций — находит все больше сторонников среди стран-членов ЕС. Об этом также заявил перед началом вчерашнего заседания министр иностранных дел Чехии Любомир Заоралек. «Абсолютно неприемлемым является насилие и роль власти в запугивании. Это нам очень напоминает опыт социалистического прошлого. Я абсолютно убежден, если произойдет эскалация насилия, я не вижу шанса избежать санкций. ЕС должен использовать все инструменты, которые он имеет в своем распоряжении», — цитирует чешского министра Reuters.

По мнению Заоралека, который на прошлой неделе встречался с Викторией Нуланд, ключевой момент для ЕС наступит в середине февраля, когда закончится предложенный Януковичем срок действия закона об амнистии демонстрантов.

Перед началом заседания Совета ЕС верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Кэтрин Эштон, которая на прошлой неделе была в Киеве с двухдневным визитом, сказала журналистам, что у нее будет возможность поделиться мнениями относительно ситуации в Украине. Она отметила, что ЕС готов поддержать процесс диалога для разрешения политического кризиса, а также готов оказать экономическую поддержку реформ в Украине. «Я буду поддерживать контакт со многими странами по поводу этого вопроса». Напомним, что именно в Киеве на брифинге, отвечая на вопрос «Дня» относительно возможного рассмотрения нового Плана Маршала для Украины, баронесса сказала: «Должен быть украинский план для Украины. Люди здесь способны составить такой план, для решения ее коротко— и долгосрочных проблем. Многие люди, с которыми я общалась здесь, понимают проблемы и потенциал промышленности». Однако, как отмечают дипломаты ЕС, сейчас нет ясности по поводу заявленного Эштон пакета экономической помощи, известного как «Украинский план».

•  Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский на вопрос журналистов — где взять средства на помощь Украине сказал, что такими источниками является МВФ, Европейский банк инвестиций, Европейский банк развития и реконструкций. Вместе с тем он фактически повторил слова заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд, которая на пресс-конференции в Киеве сказала, что никто не даст средства Украине, которая не реформируется. И о санкциях польский министр не сказал ни слова.

Между тем, касаясь вопроса возможного введения санкций относительно Украины, министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт заявил, что «важно дать сигнал, что если будут дальнейшие репрессии или нарушения прав человека, будут последствия. Мы говорили об этом раньше. Последствия будут, так или иначе».

•  Со своей стороны министр иностранных дел Великобритании Вильям Хейг сказал, что ЕС ожидает уменьшения напряжения в Украине и чтобы в стране уважали права оппозиции, свободу прессы, чтобы люди могли выражать собственное мнение. Вместе с тем британский министр отметил в Twitter: «Протесты в Боснии являются пробуждением для всех нас. Нам нужны новые европейские усилия, чтобы помочь Боснии на пути к ЕС и НАТО».

И здесь возникает вопрос: почему массовые беспорядки в Боснии, которые продолжались несколько дней, пробудили шефа британской дипломатии и ЕС в целом к действиям, а относительно Украины ЕС начал говорить в последнее время, и то до сих пор нет конкретного плана? Потому что в Боснии поджигали административные здания, а в Украине — нет?

И почему в ЕС никак не отреагировали на заявление российского президента Владимира Путина, который во время саммита РОССИЯ — ЕС в Брюсселе заявил, что «Украина принадлежит России, так как Кипр — ЕС»?

•  Не лучше ли ЕС было просто дать перспективу членства Украине в ЕС, и тогда бы российский президент не смог так заявлять. Тем более, что для подачи заявки и ее принятия страна-аспирант должна выполнить копенгагенские критерии, чтобы сначала стать кандидатом, а затем членом европейского клуба.

На момент подготовки номера заседание Совета ЕС еще продолжалось. «День» обратился к эксперту Финского института международных отношений Аркадию МОШЕСУ с просьбой дать прогноз результата нынешнего заседания Совета ЕС и как может Украина выйти из нынешнего кризиса.

— «Я не жду особых результатов от заседания Совета ЕС.  Потому что, честно говоря,  опыт показывает, что Европейский Союз никогда не был в состоянии договориться о каких-либо санкциях. А в том, что касается помощи восточной части Европы, дело в том, что Украина, по-прежнему, заставляет задавать слишком много вопросов. По-прежнему не понятно, кому помогать. С моей точки зрения, рационально было бы согласиться на те условия, которые так или иначе выдвигал изначально МВФ и на этом основании строить отношения. Или исходить, по крайней мере, из этого. Я, например, не уверен, что Европейский Союз готов обсуждать даже эти вещи, не говоря, уже о каких-то других.

В крупнейшей немецкой коммерческой газете «Suddeutsche Zeitung» Даниель Бресслер написал о крайне вызывающем поведении Путина на саммите Россия-ЕС в Брюсселе. «Президент России Владимир Путин в эти дни в Брюсселе поднял интересный вопрос: «Что если бы министр иностранных дел России поддержал протестующих во время их акций против ЕС в Греции или на Кипре? Хозяин Кремля, таким образом, проявил свою любимую привычку: «разоблачить двуличие Запада». Тем не менее, в Греции, которая протестует против ЕС, нет российских флагов. И она не желает присоединяться к Евразийскому союзу Путина. И все же президент России действительно заявил: «Украина принадлежит России, как Кипр ЕС», — отметил эксперт из Германии. Услышали ли вы реакцию со стороны Брюсселя на это заявление?

— Такую фразу  мы слышали. Я не знаю, как ее прокомментировать. Если хотите, первородный грех, первоочередная ошибка состоялась во время Бухарестского саммита в 2008 году, когда по поводу Украины были произнесены гораздо более жесткие слова российским руководством. Тем не менее, западные партнеры Украины и России не вышли из зала и продолжали его слушать. Я думаю, на сегодняшние слова — гораздо менее жесткие — реакции тоже не последовало. Но дело, не в том, что должна быть какая-то дипломатическая перепалка, должны бить действия. Европейский Союз, на мой взгляд, практически не может договориться о том, что он будет делать. А когда люди не могут договориться о том, что делать, реакция вербальная дипломатическая не имеет большого веса. Есть она или нет — это уже неважно.

Американский политолог, бывший советник президента США по вопросам национальной безопасности Збигнев Бжезинский считает, что сейчас Украина нуждается в трех ключевых компромиссах для стабилизации ситуации в стране, а именно: 1. Компромисс между политическими партиями внутри страны; 2. Компромисс между Европейским союзом; 3. Компромисс между США и Россией. Что вы думаете по этому поводу? 

— Я думаю, что судьба Украины должна решаться в Украине. И она будет решаться в Украине. Все столкновения и компромиссы внешних актеров, они вторичны. Если бы Украина могла бы для себя определиться относительно своего будущего, никто не смог бы «наложить вето» на движение ее в том или ином направлении. И соответственно до тех пор, пока внутреннего компромисса и внутреннего понимания, куда двигаться нет, игры будут продолжаться. Характеристика ситуации может быть с методологической точки зрения правильная, потому что она всеобъемлющая, но с практической точки зрения мы понимаем, что этот компромисс внешних игроков на сегодняшний момент недостижим.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать