Молдова политизирует таможенную проблему, считает МИД
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20011208/4226-3-2_0.jpg)
— Украинская сторона проинформировала молдовскую сторону в своей ноте, что прозвучавшие публично обвинения Украины в том, что она содействует так называемому контрабандному проходу товаров являются абсолютно безосновательными, и что Украина отвергает подобные обвинения. Из сообщений СМИ нам удалось выяснить, что было высказано мнение о том, что Молдова может рассмотреть вопрос о своей поддержке вступления Украины в ВТО в зависимости от этих вопросов. Мы считаем такой подход абсолютно неконструктивным и не отвечающим духу партнерства, который всегда был присущ украинско-молдовским отношениям. Кроме того, украинская сторона попросила разъяснений у молдовской стороны, не означает ли подобный подход изменений в отношении к сотрудничеству Украины и Молдовы. Сама постановка вопроса о том, что Украина якобы содействует контрабанде, вызывает глубокое удивление.
Молдовская сторона высказала сожаление по поводу того, что «реакция Украины на эти высказывания была слишком эмоциональной». Мы не считаем эту реакцию эмоциональной, это абсолютно нормальная реакция суверенного государства на публичные высказывания, которые тем или иным образом задевают наши интересы. Тем паче, что они основываются, как мы считаем, на выборочном осмыслении ситуации.
История вопроса заключается в том, что в 1997 г. два государства подписали соглашение об организации совместного контроля на пунктах пропуска через украинско-молдовскую границу. В этом соглашении было определено 7 пунктов, на которых стороны договорились организовать совместный контроль. Шесть из них — на молдовском участке границы, и один — на приднестровском. Соглашение начало работать, но без надлежащего нормативного обеспечения, с нарушениями содержавшихся в нем положений. Украинские пограничные и таможенные органы, проанализировав ход имплементации этого соглашения, пришли к выводу о том, что фактически соглашение не выполняется полностью, а то, что удалось создать, не отвечает его положениям и нуждается в доработке с тем, чтобы полностью выполнить положения соглашения. В январе этого года украинская сторона сообщила молдовской стороне о том, что украинская сторона прекращает совместный пограничный и таможенный контроль. Молдовская сторона обратилась с тем, чтобы вернуться к этому вопросу. Летом на заседании межправительственной комиссии в Киеве украинская сторона согласилась рассмотреть вопрос о восстановлении действия соглашения 1997 г., началась серия переговоров на экспертном уровне. В ходе этих переговоров выяснилось, что молдовская сторона заинтересована прежде всего в установлении совместного пограничного и таможенного контроля на приднестровском участке, там, где по положениям соглашения 1997 г. не было достигнуто согласие на установление совместного контроля из- за известной ситуации. Украинская сторона предложила свой подход, который заключается в том, что для того, чтобы говорить о возможных дополнениях к соглашению 1997 г. (расширение перечня совместных пунктов пропуска, в т.ч. на приднестровский участок), необходимо прежде всего выполнить все его условия. Подход к организации совместных пунктов у обеих сторон остается различным. Украина предлагает их организацию по европейским стандартам, на паритетных основах, Молдова предлагает рассмотреть вопрос о возможности организации совместного контроля на территории одного из государств. Имеется в виду прежде всего приднестровский участок границы. Приднестровская сторона, участвующая в этих переговорах, вообще предлагает прекратить действие соглашения 1997 г. Ситуация почти тупиковая. Этот вопрос из сугубо технологического стал политическим.
Еще в 1996 г. Кишинев и Тирасполь договорились о сотрудничестве по таможенным вопросам с целью обеспечения внешнеэкономической деятельности Приднестровского региона РМ. В 1997 г. в более общем виде в меморандуме о принципах сотрудничества, заверенного подписями президентов Украины и России, было определено, что Приднестровский регион РМ имеет право на внешнеэкономическую деятельность. В мае 2001 г. Кишинев и Тирасполь подтвердили предыдущие договоренности, в том числе в отношении необходимости организации совместного молдовско-приднестровского пограничного и таможенного контроля на участке границы с Украиной. К сожалению, эти договоренности не были выполнены по различным причинам.
Молдова стала членом ВТО, и с 1 сентября ввела новые образцы таможенных печатей, проинформировав все государства о введении в действие нового таможенного обеспечения и изъятии из обращения печатей старого образца. Возникла ситуация так называемой таможенной войны, усложняющаяся тем, что она возникла в контексте до сих пор неурегулированного вопроса статуса Приднестровья, что, собственно, и является основной причиной этого обострения.
Украинская сторона подтвердила, что она признает новое таможенное обеспечение РМ. На обвинения молдовской стороны, что Украина якобы не следует договоренностям и позволяет прохождение грузов со старым таможенным обеспечением, украинская сторона обратилась еще несколько месяцев назад к молдовской стороне с просьбой информировать, какие именно договоренности — двухсторонние, международные, уставы каких организаций украинская сторона нарушает. Ответ от молдовской стороны до сих пор не поступил.
То, что молдовская сторона называет контрабандой, по существу контрабандой не является. Все товары, идущие из Приднестровского региона РМ со старым таможенным обеспечением, предъявляются для таможенного досмотра на территории Украины. Поэтому называть это контрабандой означает, мягко говоря, политизацию проблемы. По информации таможенных органов, товары со старым таможенным обеспечением, шедшие транзитом из Приднестровского региона, дошли до конечного потребителя.
Украине ставится в упрек, что идет неконтролируемое движение оружия и наркотиков через Приднестровский регион. Это уже сверхполитизация ситуации. На наши просьбы представить какие-либо конкретные факты незаконного пересечения украинской границы грузами с оружием и т.д. ни одного ответа не было. Оружие действительно должно перемещаться из Приднестровского региона в рамках Стамбульских решений ОБСЕ в отношении вывода российских воинских частей. Первые эшелоны через украинскую территорию уже пошли. Если пользоваться логикой молдовской стороны, то Украина должна была их не пропускать, поскольку они не имеют нового таможенного обеспечения РМ. К тому же фактически старое таможенное обеспечение из обращения не изъято.
Если свести все это к одной фразе, то суть проблемы заключается в том, что к сожалению, в течение последних месяцев прекратился какой-либо диалог между Кишиневом и Тирасполем, несмотря на все призывы на высшем уровне. Украина в течение 2000 — 2001 гг. пыталась постоянно проводить линию на возобновление переговорного процесса. Любые попытки, в том числе и предложения организовать встречи на украинской или другой территории, наталкиваются на непонимание. В этом корень проблемы. Вопросы таможенного сотрудничества — только производные...
Мы считаем, что единственным выходом является немедленное возобновление диалога между сторонами. Украина также продолжает предлагать свои услуги в качестве посредника в окончательном урегулировании в Приднестровье, ибо без разрешения вопроса о статусе подобные темы будут возникать неоднократно. Чрезвычайно актуальной остается позиция Украины в отношении поэтапного урегулирования в Приднестровье, где сначала должен быть решен вопрос статуса.
Выпуск газеты №:
№226, (2001)Section
День Планеты