Московский дебют Ху Цзиньтао
Председатель КНР прибыл в Россию надолго, не только для переговоров с Владимиром Путиным, но и для участия в саммите Шанхайской организации сотрудничества и для участия в праздновании юбилея Санкт-Петербурга — что еще более интересно, так как в северной столице России Ху Цзиньтао встретится, пусть и в неформальной обстановке, с другими мировыми лидерами. К председателю КНР сейчас особо пристальное внимание: при всей стройности процесса передачи власти в Китае нельзя не понимать, что появление новой фигуры на высших должностях не может не внести определенных корректив в политику страны. Уже накануне избрания Ху Цзиньтао наблюдатели напоминали, что он принадлежит к новому поколению руководителей КНР, не испытывающих особых сантиментов по поводу своего советской юности. У Ху Цзиньтао такой юности просто не было, он, в отличие от Цзян Цземиня, не говорит по-русски и не поет русских песен, по своему стилю он скорее технократ западного образца. Но дело отнюдь не только в том, что в российско-китайском диалоге исчезнет теплота: китайские лидеры — прагматики, и если будет нужно, изобразят все что угодно. Дело в том, что новый лидер Китая формирует свою внешнюю политику в совершенно новых условиях — ветераны КНР вряд ли могли предположить, что вхождение в роль Ху Цзиньотао совпадет со сложным периодом иракского кризиса.
И вот что интересно: новый председатель КНР оказался искушенным дипломатом. Китай, конечно же, не поддержал США, но и не испортил отношения с Вашингтоном настолько, чтобы пришлось мириться. Китай сохранил репутацию сильного игрока именно тем, что напрямую не вмешался в происходящее. И оказалось, что в Пекине гораздо реалистичнее относятся к происходящему в мире, чем в Москве, — не только с точки зрения представлений о весе России, но и с точки зрения представлений о своих собственных возможностях.
У России нередко возникало иллюзорное представление и о возможностях Китая, и о возможностях коалиций с ним. У России действительно есть о чем договариваться с китайскими лидерами — проблемы российского Дальнего Востока неразрешимы без взаимопонимания с Пекином, как и стабильность в регионе Центральной Азии, на китайском рынке оружия Москва также может немало заработать и так далее. При этом по каждой из проблем существуют различные интересы, возможны серьезные разногласия и односторонние действия — словом, переговорный процесс здесь просто необходим. Но договариваться с Китаем насчет «совместного величия» не стоит — в конце концов, Китай не Беларусь, и иллюзии на его счет дорого обходятся заблуждающимся…
Выпуск газеты №:
№90, (2003)Section
День Планеты