Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

На фронте внешней политики

Президент Украины внес на рассмотрение Верховной Рады проект закона «О дипломатической службе»
21 ноября, 18:57
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Президент Украины Петр Порошенко внес на внеочередное рассмотрение Верховной Радой Украины законопроект «О дипломатической службе» как «безотлагательный».

«Принятие закона не менее важно, чем построение оборонной стратегии и утверждение Стратегического оборонного бюллетеня и реформирования армии. Это тоже наша армия, но уже на другом фронте — фронте внешней политики, который позволяет держать и мобилизацию союза коалиции в поддержку Украины, и продление санкций, и движение реформирования нашей страны в Европу», — написал глава государства на своей странице в Facebook. Кроме того, по мнению президента, этот документ повысит престижность украинской дипслужбы и реформирует ее до современных европейских и мировых стандартов.

Администрация Президента сообщает, что основная задача проекта — установить новые правовые и организационные основы функционирования дипслужбы «как государственной службы особого характера, которая заключается в профессиональной деятельности должностных лиц дипломатической службы, связанной с реализацией внешней политики Украины, защитой ее национальных интересов в сфере международных отношений, а также прав и интересов граждан и юридических лиц Украины за рубежом».

«ПРЕЗИДЕНТ ДОЛЖЕН НАЗНАЧАТЬ ПОСЛОВ И НЕ ЗАТЯГИВАТЬ, КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ В ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА»

«День» обратился за комментарием к председателю Комитета по иностранным делам Верховной Рады Украины Анне ГОПКО с просьбой прокомментировать важность этого закона и объяснить его преимущества и недостатки:

— Очень важно, что к столетию создания дипломатической службы в Украине Министерство иностранных дел, Президент и украинский парламент имеют возможность рассмотреть и, я надеюсь, принять закон «О дипломатической службе».

Касательно текста законопроекта почти два года продолжались дебаты, было несколько версий. Если посмотреть на вариант, зарегистрирован как безотлагательный, четко видим намерения Президента прописать прохождения дипломатической службы, функции дипломатов, ротацию, дипломатические ранги, социальное обеспечение, прекращение дипломатической службы. Это важно, учитывая то, что мы приняли закон о государственной службе, который вступил в силу в 2015 году. Сейчас мы гармонизируем дипломатическую службу под то, что было в законе о государственной службе. Он будет иметь немного больше четкой классификации, касающейся присвоения и лишения дипломатических рангов, прописаны своеобразные социальные лифты, компенсационные выплаты.

Важно отметить, что комитет еще в 2015 году, понимая, в каких нищенских условиях находятся дипломаты, начал кампанию за увеличение финансирования. На 2016 год дополнительно было выделено 300 млн гривень, на 2017 год — дополнительно — почти миллиард. Дипломатический фронт и его обеспечение так же важен, как и военный.

Что касается того, чего не хватает в законопроекте. Еще в 2015 году Комитет по иностранным делам внес изменения в статью 13 закона «О дипслужбе», где мы, в частности, указали на проведение  консультаций по согласованию кандидатур для назначения на должности руководителей дипломатических представительств в профильном комитете законодательного органа. Это устоявшаяся международная практика, и она имела свое отражение в 2001 году в Законе Украины «О дипломатической службе». Например, в США Сенат утверждает послов, и только после этого Президент подтверждает кандидатуру.

В 2011 году во время подготовки и принятия обновленного закона «О дипслужбе» по предложению тогдашнего президента Януковича была изъята норма о проведении консультаций в профильном комитете по иностранным делам о согласовании кандидатур и назначении на должности руководителей дипломатических представительств Украины.

Поэтому мы с 2015 года пытались в отдельных законопроектах и во время всех заседаний в рабочей группе, которую возглавлял дважды министр иностранных дел Борис Иванович Тарасюк, вернуть эту норму. Это абсолютно нормальная практика. И в парламентско-президентской республике она как раз логична, поскольку будет способствовать выполнению комитетом контрольной функции и налаживанию сотрудничества между комитетом и МИД. Многие послы на добровольных, волонтерских началах приходили в комитет уже тогда, когда их назначили послами, и перед тем, как ехать в другую страну, советовались относительно того, чтобы во время межпарламентских визитов им помогали выполнять свои функции. Поэтому парламентский контроль является важным институтом мирового парламентаризма.

Комитет планирует в ближайшие недели рассмотреть законопроект. Пока мы написали письма, чтобы профильные министерства дали свои отзывы, видения, предложения, оценки.

Очень важно, но нет в этом законопроекте, и мы обсуждали это с МИД: необходимо в Законе «О внешнеэкономической деятельности» расставить точки над «i» в отношении торговых миссий и ответственности министерства экономики и торговли и МИД за ведение экономической деятельности, фактически экономизацию внешней политики. Это нужно будет в дальнейшем проработать.

По вашему мнению, удастся ли принять закон и что нужно сделать, чтобы заручиться поддержкой парламентариев?

— Сначала происходит рассмотрение в профильном комитете и высказывание рекомендаций. Возможно, будут поправки. Например, вернуть норму о предварительных консультациях с рекомендательным характером по согласованию кандидатур для назначения на должности руководителей дипломатических представительств Украины, несмотря на то, что многие члены комитета настаивали на этом. Это то, что может быть одним из самых дискуссионных.

Очень важным является также вопрос ротации. Например, в Ватикане посол уже девять лет неизменно занимает должность. Поэтому хорошо, что есть императивная ротация. Не может посол на протяжении стольких лет находиться в одной стране, человек отвыкает от реалий в Украине и понимания, какое государство он представляет.

Думаю, что президент с новым законом «О дипслужбе» или без него должен просто выполнять свои функции. Президент должен назначать послов и не затягивать, как это происходит последние три года его президентства, когда мы видели, как медленно назначался посол Украины в НАТО пан Пристайко. Хотя курс на членство в НАТО определен приоритетом внешней политики государства. Кроме того, в следующем году в Дании будет большая конференция по поддержке реформ Ukraine reform conference, которая была летом этого года в Лондоне. Мы увидели, что до сих пор в Дании нет посла, хотя датчане вместе с канадцами и британцами уже активно готовят эту конференцию, которая даст возможность Украине рассказать о реформах, препятствиях. А у нас до сих пор там нет посла.

Так же нет и заместителей министра. В условиях внешней агрессии есть лишь два заместителя министра иностранных дел. Это абсолютно неприемлемо. Здесь вопрос не в этом законе, а в том, что президенту нужно найти время и наконец-то утвердить важных заместителей. Сейчас один из заместителей Лана Зеркаль занимается ведением международных дел в международных судах, а пан Кислица — работой с международными организациями. Как минимум, нужно еще два-три заместителя в МИД.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать