Перейти к основному содержанию

На грани бунта

Лидер Филиппин борется за политическое «выживание»
01 августа, 20:07
ФИЛИППИНЦЫ НЕ НА ШУТКУ РАССЕРЖЕНЫ НА СВОЕГО ПРЕЗИДЕНТА / ФОТО РЕЙТЕР

Импичмент и народный бунт — реалии, которые сегодня, как никогда, дышат в спину президента Филиппин Глории Макапагал Арройо. Через четыре года после того, как ее предшественника Джозефа Эстраду свергли путем народно-военного переворота из-за обвинений в коррупции, Глорию Арройо может ожидать то же самое. Страна уже три месяца пребывает в политическом кризисе, причиной которого является сама президент. Оппозиция постоянно «подогревает» накал массовых акций протеста, участники которых требуют отставки Арройо. Огромные толпы людей изо дня в день стоят возле правительственных зданий с транспарантами, жгут ее портреты, требуя немедленного смещения президента. Люди, которые четыре года назад свергли Эстраду, сегодня свято верят в то, что тот пострадал несправедливо. А теперь основной мишенью стала Арройо, бывшая любимица вице-президента и исполняющая обязанности президента Эстрады, а сегодня — уставший загнанный политик, пытающийся любыми средствами удержаться на президентском кресле. Число ее сторонников среди населения исчисляется тысячами, противников — десятками тысяч.

Начало политическому кризису положило обнародование аудиозаписей, на которых Арройо ведет переговоры с представителем счетной комиссии еще до подсчета голосов, чтобы обеспечить себе преимущество в миллион голосов на президентских выборах. Именно это и стало основным обвинением оппозиционных политиков, которые инициировали процедуру выноса вотума недоверия президенту. В соответствующей жалобе, поданной в парламент, главу государства, помимо фальсификации результатов прошлогодних выборов, обвиняют в коррупции, хищениях, получении взяток от нелегальных синдикатов-представителей игорного бизнеса, а также в нарушении прав человека (в частности, в убийстве журналистов и общественных активистов). Однако Арройо отказывается признать свою вину и покинуть должность. Она принесла извинения за переговоры с чиновником, однако не признала, что действовала неправомерно.

Дабы разрядить накаленную обстановку, Арройо декларативно решила отказаться от некоторых президентских полномочий в пользу парламента. В своем ежегодном обращении к народу президент Филиппин призывала конгресс к проведению конституционной реформы, которая позволила бы Филиппинам превратиться из президентской республики в парламентскую. Такая форма правления, по мнению президента, поможет стране преодолеть нынешний политический кризис. Однако Арройо, вероятнее всего, просто тянет время. Для реализации ее инициативы необходима поддержка двух третей палаты представителей и сената, но это кажется проблематичным, поскольку в сенате теперь нет единого политического блока, который мог бы дать большинство голосов. К тому же, сама президент не называла каких-либо временных рамок для реализации конституционной реформы — она, видимо, не спешит. Арройо вслух заявляет, о своей полной уверенности в том, что дело импичмента провалится, тем самым доказывая нелепость подозрений оппозиции. Такая уверенность небезосновательна — скорее всего, представление об импичменте даже не дойдет до сената, поскольку в палате представителей сторонников президента значительно больше, чем противников.

Однако значительно большей угрозой на сегодня для Арройо является само народное недовольство. Для Филиппин словосочетание «власть народа» является роковым. В этой стране свержение президентов путем бунта стало традицией. Сама Арройо впервые вошла в филиппинское правительство во времена правления своего кумира президента Корасон Акино — преемницы свергнутого народно-военным бунтом диктатора Фердинанда Маркоса. Жертвой подобного бунта стал и предшественник Арройо. Сегодня она сама в патовой ситуации. Согласно последним соцопросам, более 52% населения хочет ее отставки. Рейтинг Арройо падает с невероятной скоростью. Когда-то безумно популярная, дочь экс-президента Диосдадо Макапагала, профессор экономики университета Джорджтауна, пришла в парламент с рекордным количеством голосов, но так и не смогла избавиться от имиджа президента элиты и склонить к себе бедноту, которая и формирует «власть народа». И все же, одного народного недовольства на Филиппинах недостаточно — до сих пор перевороты осуществлялись только при поддержке военных. Пока народные призывы не поддерживаются ни военными, ни влиятельными в стране епископами. Президент еще имеет шанс...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать