Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

На небе и на земле

Японские императоры раньше и теперь
14 июля, 11:37

Река истории часто делает непредсказуемые повороты, преодолевает невероятная пороги, водопады, течет сквозь обрывы. Касается это и судьбы монархии и монархов — бывший Бог на престоле, Посланец Небес и тому подобное в результате резких общественных катаклизмов становится заметно ограниченным в правах, далеко не всевластным воплощением национального, государственного единства и гарантом стабильности и покоя. Без реальной власти. Не больше, но и не меньше.

Удивительный, яркий пример этого — история японской монархии, первой, кстати, конституционной монархии на территории Азии (если не принимать во внимание Таиланд, но это — особый случай). Согласно красочной древнейшей легенде, императоры Японии являются прямыми потомками богини Солнца Аматерасу. Эта богиня унаследовала Землю и через определенное время послала своего внука Ниниги править Японскими островами. Когда Ниниги готовился покинуть Небо, Аматерасу дала ему три предмета, которые должны были бы облегчить его путь: бронзовое зеркало, ожерелье из драгоценных камней и меч. Получив эти вещи, которым суждено было стать регалиями японских императоров, принц Ниниги спустился с Неба на вершину горы Токатико на японском острове Кюсю. Он женился и со временем передал регалии своему внуку, Дзимму, первому земному императору Японии. Как рассказывает легенда, император Дзимму занял трон еще в 660 г. до н. э. (!), однако, первое реально документируемое подтверждение правления императора как главы японского государства приходится на начало V в. н. э. Поражает, что, согласно японской историографии, именно эта династия правит и ныне!

Вообще то, что на украинском языке переводится как «император», в японском иероглифическом оригинале представлено как «тенно» — «Небесный хозяин» (достаточно характерное определение). По материалам древнейшего исторического источника — «Анналов Японии» — титул «тенно» относительно японского монарха в первый раз употребил принц-регент Сетоку в 608 году н. э. Вероятно, принятие правителями древнего японского государства Ямато нового титула «тенно» должно было бы подчеркнуть их божественное происхождение и сакральную природу их власти. Кроме главного официального титула, японские власть предержащие именовались еще и так: «богочеловек» («арахито-гами»), «воплощенное Божество» («акицу-миками») или же «Сын Солнца» («хи-но-мико»). Прибавим еще, что японские императоры не имеют фамилий (Акихито — это имя, одно имя нынешнего монарха страны). Причем их прижизненные имена являются татуируемыми, они никогда не употребляются в официальных источниках на японском языке. А вот после смерти императора их называют посмертными именами, которые состоят из двух частей: собственно нового имени, которое прославляет добродетели покойного монарха, и титула «тенно»-»император». Например, император Муцухито (прижизненное имя) после смерти стал именоватся: «Тенно Мейдзи» («Император Образованного Правления»), Хирохито (был императором в 1923—1989 гг.) после 1989 г. был объявлен «Тенно Сева» («Император Образованного Мира»). Так же, «Сева», называлась вся эра его правления.

Теперь коротко о политической истории японской монархии. Были времена (например, в ХV—XVI веках), когда, несмотря на божественный авторитет, который подкреплял их легитимность, императоры все же были фактически отстранены от управления страной. Даже церемония наследования престола проходила в эти века без официального протокола; с XVI века на протяжении 315 лет не осуществлялся ритуал назначения монаршего наследника — Великого Сына Императора. Все императорские церемонии были возобновлены лишь в XVIІІ в., во времена сегуната (сегун-первый министр, реальный правитель государства) Токугава.

Ситуация коренным образом изменилась в 1868 году, когда был ликвидирован сьогунат и власть сьогунов (так называемая «Реставрация Мейдзы» или же «Революция Мейдзы»). Было восстановлено прямое императорское правление. Столица государства и монаршая резиденция были перенесены из Киото в Эдо (сейчс — Токио). Почти как в древние времена, император опять стал представлять собой высшую политическую, религиозную и военную власть страны. (Интересно, однако, что именно «Революция Мейдзы» дала ощутимый толчок вестернизации и европеизации Японии). «Тенно» провозглашался единоличным и верховным правителем Японской империи, божественной и неприкосновенной личностью «арахито-гами». Ему принадлежало право утверждать и провозглашать законы, принятые Парламентом, распускать или же собирать его. Сам император, который отвечал за выполнение законов, мог изменять их по своему усмотрению «для приумножения благосостояния граждан». Он определялся как глава исполнительной власти и главнокомандующий Вооруженных Сил Японии, имел право объявлять войну и заключать международные договоры. Был создан новый государственный культ почитания Небесных предков императора.

А затем была серия войн — русско-японская, японско-корейская, оккупация большой части Азии — от Китая и Индонезии до границ Австралии и Британской Индии, и в конечном итоге сокрушительное поражение от США (в 1945 г. — и от СССР) в ходе Второй мировой войны. Были Хиросима и Нагасаки. Согласно Конституции 1947 года (одним из реальных авторов которой был генерал Макартур, командующий оккупационной армией США), император Японии объявлялся «символом японского государства» и «единства японской нации», однако лишался права вмешиваться в государственные дела (за два года до этого император Хирохито провозгласил «Декларацию человечности», которая предусматривала его добровольный отказ от собственной «Божественной природы»). Отныне японский монарх мог выполнять лишь церемониальные функции и должен был согласовывать свои действия с Правительством. Впрочем, следует отметить, что и Хирохито (Сева), и его сын, нынешний монарх Акихито (на троне с января 1989 года; в ближайшие месяцы ожидается добровольное отречение Акихито от престола по возрасту и состоянию здоровья; принят соответствующий закон, впервые в истории страны; императором станет кронпринц Норухито) — все они пользуются глубоким и искренним уважением нации, являются настоящими моральными авторитетами. Ведь в наше время хаоса, постмодернистских «землетрясений» в мозгах, политической и мировоззренческой путаницы — быть гарантом стабильности и единства нации, ей Богу, не так уж и мало...

Продолжение темы:

Как «связать» времена-7

«Символ нации и единства народа»

О секретах успеха Японской монархии

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать