Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Надо ускорять сближение»

Посол Австрии Михаэль Миисс о расширении ЕС, доверии и выборах
26 декабря, 19:23

1 января председательство в Европейском Союзе перейдет от Великобритании к Австрии. Вена председательствовала в ЕС всего один раз, в 1998 году, через три года после того, как страна присоединилась к Евросоюзу. На этот раз повестка дня будет значительно насыщеннее, чем тогда. Австрия заступает на хозяйство в непростой ситуации. В уходящем году граждане Франции и Нидерландов сказали «нет» Европейской конституции. Вене нужно будет разбираться с ранними стадиями переговоров о вхождении в ЕС Турции и Хорватии, вести дела с Румынией и Болгарией, которые рассчитывают присоединиться к ЕС в 2007 году. Относительно дальнейшего расширения Евросоюза Австрия заняла особую позицию, пригрозив наложить вето на переговоры с Турцией, если не будет немедленно решен вопрос об аналогичных переговорах с Хорватией. (Кстати, в свое время Хорватия входила в состав Австро-Венгерской империи так же, как и западноукраинские земли, но сегодня опередила нас в том, что касается поддержки Вены и других европейских столиц.) Как указывает Financial Times, австрийцы занимают второе место после граждан Великобритании по уровню скепсиса относительно ЕС. Все это следует учитывать австрийскому правительству, которое в следующем году ожидает еще одно, уже внутреннее, испытание — парламентские выборы. О приоритетах австрийского председательства и видении отношений Евросоюза и Украины корреспонденту «Дня» рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Австрии Михаэль Миисс.

— Как вы оцениваете ситуацию в Евросоюзе и в отношениях ЕС с его соседями, в которой Австрия начинает свое председательство?

— Ситуация в Евросоюзе сейчас неплохая, раньше он переживал более трудные времена. Мы полностью завершили расширение ЕС. Это было очень важным историческим заданием и большим историческим достижением, масштаб которого можно будет понять только позже. Даже два десятилетия назад никто и не думал, что может произойти такой процесс. Теперь мы сталкиваемся с новыми вызовами: следует завершить процесс принятия Европейской конституции, кроме того, Европе не хватает динамизма, гражданам в известной степени не хватает доверия к своему большому государству — Европейскому Союзу.

— Как эти проблемы отражаются в приоритетах австрийского председательства?

— Наша стратегическая задача — восстановление динамики в Евросоюзе и восстановление доверия граждан к нему. Эти приоритеты должны быть реализованы в конкретных сферах. Одним из наших заданий является приближение к Евросоюзу Западных Балкан: Албании, Боснии и Герцеговины, Сербии и Черногории, Хорватии. Еще один приоритет, который касается и Украины, — это Европейская политика соседства. Поскольку членство Украины в ЕС пока не стоит на повестке дня, задача заключается в том, чтобы обеспечить максимальный уровень ее интеграции в европейское пространство. Одним из приоритетов по отношению к Украине, по-видимому, станет подписание соглашения об упрощении визового режима. Если Украине в первом полугодии 2006 года удастся стать членом Всемирной торговой организации, то следующим приоритетом станет обсуждение соглашения о свободной торговле — это может произойти при председательстве Австрии в ЕС.

— Чем, кроме исторических причин, обусловлен такой большой интерес Австрии к Западным Балканам?

— Конечно, здесь есть определенные исторические причины. Австрия считает, что западнобалканский регион очень важен для стабильности Европы в целом. Было много примеров, когда именно из этого региона Европе угрожала опасность и нестабильность. Следовательно, сейчас задача Евросоюза заключается в том, чтобы приблизить эти страны к себе ради стабильности.

— Турция столь же важна для стабильности Европы. Наверное, угрозы, которые могут возникнуть в этой стране, сейчас являются даже более реальными, чем потенциальные угрозы на Западных Балканах. Почему в таком случае Австрия так скептически относится к перспективе турецкого членства?

— Австрия никогда не была скептически настроена относительно вхождения Турции в ЕС. Но Турция — это страна с большим числом населения, государство, где необходимо провести много общественных реформ.

Австрия была на переднем крае последнего расширения ЕС — наша общая граница с новыми членами Евросоюза составляет более тысячи километров. В этой связи население Австрии высказывало определенные предостережения против дальнейшего расширения. Австрийское правительство, конечно, должно прислушиваться к позиции населения. Но говорить о скепсисе, я думаю, неуместно. Мы выдвигали несколько основных требований относительно вхождения Турции в ЕС. Во-первых, оно может состояться только тогда, когда ЕС возобновит свою способность принимать новых членов (это так называемый четвертый Копенгагенский критерий). Во-вторых, при возможном вхождении Турции в ЕС должно быть гарантировано справедливое распределение связанных с этим финансовых расходов между всеми странами-членами Евросоюза. И конечно, нужна поддержка самого процесса дальнейшего расширения со стороны граждан Евросоюза. Последнее требование также было поддержано Францией. Такую позицию Австрия занимала всегда.

— Вы сказали о сомнениях населения Австрии относительно дальнейшего расширения ЕС. В то же время, многие комментаторы, анализировавшие причины провала референдумов по поводу Европейской конституции в Нидерландах и во Франции, говорили, что главным был не страх голландцев или французов перед иностранцами, которые понаедут в их страны в случае дальнейшего расширения, не психологическое отторжение других государств, а внутренние социальные и экономические проблемы, недостаток доверия к Евросоюзу, о котором вы уже упоминали. Насколько такой взгляд применим к анализу настроений австрийского общества?

— Я бы присоединился к такой точке зрения. Можно выражать разные мнения относительно провала референдумов во Франции и Нидерландах, однако, по-видимому, в первую очередь здесь сыграло роль недовольство граждан своими национальными правительствами, тем финансовым грузом, который лежит на них, и это чувство недовольства они перенесли на весь Евросоюз. Что касается самой Австрии, то референдума о принятии Европейской конституции у нас не проводили, решение о ее принятии принял парламент.

— Все же насколько категорично австрийцы не хотят дальнейшего расширения ЕС? Несколько лет назад значительного успеха на выборах в вашей стране достигла Австрийская партия свободы, партнеры Вены по Евросоюзу протестовали против ее вхождения в правительство. Крайне правые лозунги до сих пор имеют поддержку в австрийском обществе?

— Население Австрии полностью восприняло состоявшееся расширение, потому что его процесс был очень хорошо подготовлен, и Австрия сберегла те национальные интересы, которые защищала. Как я уже говорил, наша страна была на переднем крае расширения, почувствовала этот процесс на себе как никто другой, совсем иначе, чем страны на западе ЕС. С одной стороны, это очень выгодно для нашей экономики, настроенной на экспорт. А с другой стороны, были определенные ограничения, переходный период в том, что касается рынка рабочей силы или вопроса транзита автомобильных грузов через Австрию. Конечно, дальнейшее расширение нужно готовить очень тщательно, следует обеспечить защиту своих интересов, что Австрия делала и делает. Австрийские граждане сейчас удовлетворены теми условиями, в которых начинается процесс вхождения Турции в ЕС.

Что же касается партий, то у нас праворадикальных партий нет. Партия свободы была правоцентристской силой с нормальной программой, в которой зафиксированы такие цели, как преданность правовому государству и европейским ценностям. Кстати, сейчас ее уже не существует как таковой: она разделилась на две отдельные политические партии. Между прочим, в Австрии никогда не было всплесков насилия со стороны местных жителей против иностранцев, работающих в стране, как это происходило в других государствах.

— Какие шаги вы считаете самыми важными для воплощения европейской стратегии Украины?

— Очень важным является процесс выполнения Плана действий Украина — ЕС. Именно в период председательства Австрии в Евросоюзе состоится первая оценка выполнения этого плана. Во время саммита Украина — ЕС в декабре мы пришли к выводу, что Киев успешно продвигается по этому пути. Если и далее будут выполняться требования плана, то и официальная оценка его выполнения будет позитивной. Это станет первым сигналом о том, что Украина действительно серьезно воспринимает отношения с Европейским Союзом. Вторым серьезным сигналом станут парламентские выборы в марте следующего года. Они должны состояться честно, прозрачно и справедливо, в чем лично я сомнения на имею, но именно процесс предвыборной кампании будет важным. Послы стран-членов ЕС недавно встречались с главой ЦИК господином Давыдовичем. Его рассказ о том, какие меры применяются для подготовки к выборам, произвел на нас большое впечатление.

— Возможно, не меньшее значение имеет не только ход предвыборной кампании и то, как будет проходить само голосование, но и то, какую политику, в том числе внешнюю, будут проводить партии, которые попадут в парламент, и особенно те, которые войдут в состав будущего правительства? Сейчас будет интересно посмотреть на то, как в парламентской кампании, в борьбе украинских партий будет разыгрываться российская карта и отражаться нынешняя ситуация в отношениях с Россией…

— Здесь я с вами не соглашусь. Очень важен сам ход выборов. Они должны пройти честно, справедливо, в соответствии с законом. За этим процессом также будут следить международные наблюдатели. А какая из партий победит и как будет выглядеть следующее правительство, прогнозировать трудно — мы не провидцы. Я считаю, что любое правительство после выборов будет продолжать политику интенсивного приближения к Европе, ведь это в интересах Украины.

— Сегодня, безусловно, речь не идет о членстве Украины в Европейском Союзе. Однако, например, страны Балтии и Польша давно говорили, что сама перспектива членства, заявление о том, что Украина в будущем сможет стать полноправным членом ЕС, будет способствовать и внутренним реформам в Украине, и окончательному закреплению внешнеполитического курса на евроинтеграцию…

— Этот вопрос четко урегулирован в самом Договоре о создании Европейского Союза. В Статье 49 отмечено, что каждая европейская страна, соответствующая определенным критериям, имеет право подать заявление на вхождение в Евросоюз. Эта перспектива существует априори, без любых дополнительных сигналов, и никто не имеет права лишить этой перспективы европейские страны, которые хотят присоединиться к ЕС. Но чем быстрее будут выполнены положения Плана действий Украина—ЕС в рамках Европейской политики соседства, тем ближе будет приближаться и перспектива членства Украины. После окончания действия этого Плана, по-видимому, будет принят новый план. В целом же от того, как быстро Украина проведет реформы, достигнет норм и стандартов ЕС, будет зависеть, насколько приблизится перспектива ее членства.

— Значительная часть украинской территории в свое время входила в Австро-Венгерскую империю — так же, как и горячо поддерживаемая Веной на пути евроинтеграции Хорватия. Что сегодня знают в Австрии об Украине?

— К сожалению, я каждый раз прихожу к выводу, что Украина в Австрии недостаточно известна. Благодаря оранжевой революции австрийцы много узнали о такой стране на карте мира, как Украина. Но меня всегда очень неприятно удивляет, как мало им известно об Украине — в отличие от украинцев, которые очень много знают об Австрии. К сожалению, среди сегодняшней австрийской молодежи очень многие люди не знают, что определенные территории Украины раньше входили в Австро- Венгерскую империю. В связи с этим довольно мало людей осознают, что Украина — полностью европейское государство. Таким австрийцам это надо постоянно доказывать и объяснять, ведь до сих пор в Австрии Украину порой идентифицируют с Россией.

— Вы согласны с тем, что Львов очень похож на Вену?

— Это действительно так, именно такое чувство появляется у меня, когда я попадаю во Львов. Архитектура очень похожа на венскую. Когда я бываю во Львове, у меня такое впечатление, будто я у себя дома, в Австрии. Но до того момента, пока я не посмотрю на трамвайные пути…

— Председательство Австрии в Евросоюзе будет особенно сильно еще и тем, что одну из ведущих должностей в Еврокомиссии — должность комиссара по внешним отношениям и политике соседства занимает бывшая министр иностранных дел Австрии Бенита Ферреро- Вальднер. Известно, что люди, работающие в Еврокомиссии, являются представителями не своей страны, а всего ЕС. В то же время, безусловным является и то, что их прошлое часто сказывается на их деятельности. Например, бывший председатель Еврокомиссии итальянец Романо Проди очень беспокоился о проблемах Средиземноморского региона, Северной Африки, которая близка к Италии. Он заботился о Северной Африке намного больше, чем о Восточной Европе. Так насколько работа госпожи Ферреро-Вальднер отражает австрийскую позицию?

— Ну, заявление Романо Проди о том, что Украина не станет членом Евросоюза, было большой ошибкой… Действительно, существует неписаное правило, что каждый новоназначенный еврокомиссар должен оставить в прошлом все национальное. То же можно сказать о нашем бывшем комиссаре ЕС по вопросам сельского хозяйства Франце Фишлере. Он даже иногда критиковал Австрию за ее политику в области сельского хозяйства. Любой комиссар действует в духе европейских интересов. Однако следует сказать, что госпожа Ферреро-Вальднер прекрасно осознает то большое значение, которое отводится Украине. И сама Австрия также следует той позиции, что Украина является очень важной для Европы страной, занимает почетное место в рамках политики соседства, и что нужно ускорять процессы приближения Украины к Евросоюзу.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать