Накануне очередного прорыва
Эмоции Москвы удивляютТузлинский вопрос вновь дает о себя знать. При всех стараниях вести переговоры в «закрытом режиме», даже закаленные сотнями всевозможных консультаций дипломаты иногда не удерживаются от пылких комментариев. Во время последнего раунда украинско-российских переговоров по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива, который состоялся на прошлой неделе, с эмоциональным заявлением выступил заместитель министра иностранных дел России Виктор Калюжный. «У нас вызывает озабоченность, что непосредственно поблизости от российских берегов начались абсолютно непонятные работы по углублению канала между Тузлой и Краснодарской береговой частью. Это создает проблемы судоходному каналу. Но самое главное, что мы наступаем на те же грабли», — подчеркнул российский дипломат. Вчера в Украине отреагировали на замечание соседей.
В Киеве несколько удивлены непоследовательностью с российской стороны. Ведь ранее именно Москва настаивала на том, чтобы тузлинский вопрос обсуждался не на пресс-конференциях, а во время экспертных переговоров. «По нашему мнению, обеспокоенность несколько диссонирует с тем конструктивным тоном переговоров, который сейчас наблюдается», — отметил вчера руководитель пресс- службы МИД Украины Маркиян Лубкивский, отвечая на вопрос «Дня». «Мы выступаем за то, чтобы переговоры, а они очень предметные и по нашей информации успешные, продолжались», — добавил он. Представитель украинского МИД в этой связи напомнил, что этот вопрос, равно как и другие, должны решаться сторонами в рамках переговорного процесса. «Любые радикальные или, возможно, эмоциональные заявления не вносят конструктивизма в этот диалог», — отметил дипломат. Лубкивский выразил надежду, что подобные вопросы будут решаться исключительно в ходе переговорного процесса. «Для этого, собственно, и работают эксперты», — заключил он.
Что же на самом деле кроется за эмоциями Москвы и дипломатичностью Киева? Прежде всего, следует рассказать о предмете спора, то есть о канале. Как известно, еще в начале декабря прошлого года во время открытия пограничной заставы на острове Коса Тузла министр транспорта Украины Георгий Кирпа заявил о необходимости строительства канала шириной 80 метров и глубиной 5 метров между украинским островом и российской дамбой. Эксперты считают, что из-за строительства дамбы нарушен перелив воды из Азовского в Черное море, который проходил по мелководью между Тузлой и Таманским полуостровом. Строительство же канала должно увеличить поток воды через оставшийся промежуток между косой и дамбой. Таким образом, скорость «околотузлинского» течения значительно снизилась бы, и соответственно было бы предотвращено дальнейшее размывание острова. По имеющейся у «Дня» информации, скорость течения, действительно, стала меньше, а посему и меньше рисков для Тузлы. Что именно не устраивает Россию? То, что Тузла станет более защищенной после непредусмотрительного сооружения дамбы? Или, возможно, намерение Украины превратить строящийся канал в судоходный, по которому могли бы идти малотоннажные судна (таким образом можно было бы разгрузить Керчь- Еникальский канал)?
Кстати, Украина в сложившейся ситуации вполне могла бы ответить в продемонстрированной Россией манере: строительство ведется на украинской территории (между линией государственной границы и берегом Тузлы). То, что Киев воздерживается от такой тональности вполне объяснимо и логично, иначе новое осложнение отношений могло бы привести к торможению переговоров. Насколько известно, стороны вплотную приблизились к совместному документу по поводу «морского» вопроса. Россия и Украина должны подготовить три проекта договора по Азовскому морю, Керченскому проливу и Черному морю к следующему раунду переговоров, который пройдет в первой декаде марта в Киеве. Не исключено, что озабоченность России на тот момент не утратит своей актуальности. Пока же, насколько стало известно «Дню», украинская сторона готовит аргументы в пользу строительства канала с тем, чтобы предоставить их российской стороне.
Выпуск газеты №:
№18, (2004)Section
День Планеты