«Народ взбесился от несправедливости»
Эксперт – о возможных последствиях протестов, которые разгорелись в Грузии
Вслед за Арменией протесты с требованиями об отставке премьер-министра разгорелись в Грузии. Но здесь причина недовольства людей совсем иная.
В конце пришлого года в стране произошло резонансное убийство двух 16-летних подростков, учеников 51-й тбилисской школы - Давида Саралидзе и Левана Дадунашвили - во время массовой драки. На скамье подсудимых оказались двое несовершеннолетних, и 31 мая Тбилисский городской суд огласил вердикт, согласно которому ни одного из подозреваемых не признали виновным в групповом убийстве Давида Саралидзе. Одного из подсудимых оправдали по делу Саралидзе и признали виновным по делу Дадунашвили, второму – переквалифицировали обвинение с умышленного убийства на покушение на убийство Саралидзе, сообщает Эхо Кавказа.
После такого решения отец одного из погибших Заза Саралидзе обвинил прокуратуру в необъективности и укрывательстве убийц, которых якобы покрывают влиятельные родственники, и призвал общество присоединиться к протестам, пишет Би-Би-Си.
Люди вышли на митинг в центре Тбилиси и вследствие давления общества главный прокурор Ираклий Шотадзе все-таки подал в отставку, но затем митингующие выдвинули требование об отставке премьер-министра и всего правительства. Премьер Георгий Квирикашвили отказался покидать свой пост, заявив о том, что пойдет на это, как только будет убежден, что «отставка его кабинета принесет пользу стране и хотя бы немного улучшит и разрядит ситуацию».
«ЕСЛИ НАСЕЛЕНИЕ РЕШИЛО РАСПРОЩАТЬСЯ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ, ОНО ЭТО СДЕЛАЕТ»
«День» обратился к грузинскому эксперту с просьбой рассказать детальнее о ситуации в Грузии и о том, как будут развиваться события дальше.
Давид БЕРИТАШВИЛИ, политолог:
- В начале декабря прошлого года произошла стычка двух групп школьников, которая закончилась поножовщиной и смертью двух несовершеннолетних молодых людей.
После этого началось длинное расследование, которое не удовлетворило ни общественность, ни родителей. Дело в том, что среди возможных злоумышленников был потомок какого-то высокопоставленного лица из прокуратуры. Органы, которые расследовали инцидент, всячески старались даже сократить число присутствующих при этой драке, чтобы этот отпрыск не попал в число рассматриваемых обвиняемых. И этот план прокуратура выполнила, но оказалось, что отец одного из умерших – очень упорный человек. Его сын получил 12 ножевых ранений, от которых он скончался, причем этот мальчик был спортсмен, поэтому отец считал, что злоумышленник был не один. Но суд переквалифицировал обвинение для единственного подозреваемого с убийства на попытку убийства. После этого отец сказал историческую фразу: «Это что значит, что моего сына никто не убивал и что он жив?» Затем он призвал людей выйти на улицы, стать рядом с ним и добиться справедливости.
Тут же появился прокурор, который стал приглашать отца погибшего на разговор. Но эта встреча не состоялась. Теперь начал собираться народ. Думаю, что вчера (31 мая - Ред.) было более 50 тыс. людей. Причем шел проливной дождь и люди сперва собрались у прокуратуры, требуя отставки прокурора, а потом переместились на проспект Руставели к зданию бывшего парламента. К митингующим также присоединился еще один человек: кистинец, чьего 19-летнего сына Темирлана Мачаликашвили застрелил спецназ во время ночного обыска. Это произошло более полугода назад, и естественно, отец и семья не могут добиться никакой справедливости.
Через некоторое время, к девяти часам вечера стало известно, что главный прокурор подал в отставку. Это вызвало энтузиазм, но вердикт населения был таков, что он был всего лишь одним из винтиков олигарха Иванишвили и что это принципиально не меняет ситуацию. Они начали выдвигать требования вплоть до отставки правительства, всего кабинета министров под лозунгом, что олигархическая система, которую выстроил Иванишвили, должна быть разрушена.
На этой площади собрались самые разные люди. Но скорее всего, это был общественный протест: народ взбесился от несправедливости и укрывательства, ведь очень мало политиков выступали. В основном, это были возмущенные школьники, студенты, их учителя.
Часам к десяти вечера к митингующим пришел премьер-министр Квирикашвили. Он заявил тем, кто вел митинг, что премьер хочет разговаривать с народом. Но как только он появился у микрофона, поднялся шум, свист и в него полетели пластиковые бутылки. Через некоторое время премьер дал пресс-конференцию, во время которой сказал, что толпа на улице Руставели встретила его весьма позитивно и только какая-то группа провокаторов устроила обструкцию и вынудила его отказаться от выступления.
Параллельно развивался вопрос об устройстве парламентской следственной комиссии по разным поводам, в частности и по этому. Но большинство населения решило, что это просто фокус, чтобы затянуть время.
Прокуратура покрывает этого высокопоставленного человека. И при этом все называют имя Мирзы Субелиани. Он, по-видимому, носитель бывших государственный секретов о проделках «Грузинской мечты». Он очень информирован, потому что долгие годы был начальником генеральной инспекции МВД и видимо шантажирует власти, что если его сына посадят, он разгласит эту важную информацию.
Сегодня (1 июня – Ред.) на улицы выйдут еще больше людей. На самом деле, ситуация развивается по армянскому сценарию. Просто там люди рассердились на власти из-за вранья. А здесь необъективное следствие возмутило население. Потому что каждый думает: а что если это случится с моим ребенком и потом будут покрывать убийцу.
Последней новостью является то, что пострадавший отец и его сторонники разбили три палатки около парламента и остались там. Утром к ним пришел президент Георгий Маргвелашвили, который полчаса о чем-то разговаривал с пострадавшим.
- Насколько решительно настроены люди?
- Это очень эгоистическое правительство. После Саакашвили они получили более-менее работающее государство. Многие проекты они остановили, стали набирать на работу не по квалификации, а по родственному признаку. Главный ресурс у них был возросший государственный аппарат и их родственники. При общей пассивности населения, которое чувствовало, что ничего не изменишь, они имели где-то 30-35% от всего электората, что обеспечило им победу и даже конституционное большинство.
Но самом деле, опросы общественного мнения, которые проводят иностранцы, показывают, что их популярность падает. И впервые выросла популярность партии Саакашвили, которая имеет 17%. У «Грузинской мечты» - 27%. Есть также другие партии европейской направленности. И суммарное количество процентов партий, ориентированных на европолитику, превышает процент «Грузинской мечты».
Так что если население решило распрощаться с правительством (и это будет видно сегодня-завтра), оно это сделает. После этого будет какое-то временное правительство национального доверия, которое доведет страну до внеочередных выборов.
Автор
Наталия ПушкарукSection
День Планеты