Наш человек в Канберре
«День» — первое украинское издание, которое записало интервью с Николаем Кулиничем в качестве будущего Посла Украины в Австралии![](/sites/default/files/main/articles/19102015/3kulinich.jpg)
Трагические события на Донбассе и в Крыму сблизили Украину и Австралию. Канберра решительно осудила российскую агрессию и ввела санкции против РФ. Однако еще больше наши страны соединило общее горе — трагедия «Боинга» МН17 летом 2014 года над Донбассом. Эта катастрофа дала толчок к сотрудничеству в создании международного трибунала, чтобы наказать виновных в преступлении, и послужила открытию в Киеве посольства Австралии. В прошлом году Президент Украины Петр Порошенко стал первым в истории украинским лидером, который посетил Австралию.
Недавнее назначение ректора Дипломатической академии при МИД Украины Николая Кулинича Послом в Австралии является вполне логичным и последовательным продолжением углубления отношений с Канберрой.
Более того, Николай Андреевич — специалист по Азиатско-Тихоокеанскому региону и опытный дипломат. До этого он в течение 10 лет возглавлял дипломатическую миссию Украины в Японии, был по совместительству Послом на Филиппинах, а также несколько лет проработал в украинском посольстве в Южной Корее.
На днях Николай Кулинич, который является давним другом «Дня», побывал в редакции. Он побеседовал с главным редактором Ларисой Ившиной и получил от нее ценный подарок — новинку из Библиотеки газеты «День» — «Повернення в Царгород».
Николай Андреевич также отметил, что «День» — первое украинское издание, которое «расспросило его как будущего посла Украины в Австралии». Кстати, возглавляя дипломатическую миссию в Японии, господин Кулинич дал первое интервью именно «Дню», которое по его словам, вызвало большой резонанс в японском МИД.
О планах сближения Киева и Канберры и выгодах для Украины от сотрудничества с Австралией, а также важности украинской диаспоры — читайте в эксклюзивном интервью с Николаем КУЛИНИЧЕМ.
О ПОВЕСТКЕ ДНЯ
— Долгие годы Австралия для Украины была и политически, и географически весьма отдаленной. Не только на другой стороне глобуса, а просто — далеко.
Так получилось, что судьба «поселила» меня в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Находясь в Японии и Южной Корее — с кем бы я ни говорил об экономике или политике — речь всегда заходила об Австралии. Эта страна является крупнейшим экспортером в страны АТР. Практически все из Австралии импортируется в Японию, Южную Корею, а теперь и в Китай. Это — продовольствие, руды, металлы (практически вся таблица Менделеева), в частности — уран. Кстати, атомные электростанции в Японии работают на австралийском уране.
Когда я узнал о своем назначении в Австралию, то сразу возникла повестка дня. Она была сформирована двумя принципиальными вещами.
Во-первых, самой Австралией, которая является уникальным явлением в геополитике и экономике. К сожалению, до недавнего времени она оставалась на периферии украинского внимания.
Во-вторых, за последние полтора года Австралия стала для нас чрезвычайно близкой. Наши страны сблизило несчастье с «Боингом» МН17. Но самое главное — духу австралийцев во многом отвечает и Революция достоинства, и мужество самих украинцев.
Помню, что наши первые политические контакты были на уровне почетного консульства Австралии в Украине. Тогда почетным консулом Украины в Австралии был мой однокурсник Сергей Березовенко. Как-то я спросил у него: как тебе там работается? Он ответил: австралийцы — странные люди и этим меня и «держат».
О ВЫГОДАХ СОТРУДНИЧЕСТВА С АВСТРАЛИЕЙ
— Австралия — это страна, формирующая не только политический и экономический климат, но и геополитическую конфигурацию. Недавнее подписание договора о Транстихоокеанском партнерстве (ТРР) — это событие ХХІ века. Немногие еще поняли значения этого. Благодаря этому документу открылось 40% мирового рынка, и это образовало такое торгово-экономическое объединение, аналогов которому нет в мире.
Что может получить Украина от сотрудничества с Австралией? Нам нужны инвестиции, поскольку у нас нет и не будет в ближайшее время мощной промышленности — нам нужно ее восстановить и модернизировать. Но инвестиции не приходят просто так. Теперь мы начинаем комплиментарные отношения с Канберрой.
Традиционные инвесторы в мире — США и ЕС. Но мало кто знает, что одной из крупнейших развивающихся стран-инвесторов является Австралия. Она даже создала инвестиционный Фонд будущего. Австралийцы ищут, куда бы вложить свой капитал.
Сейчас Украина имеет Соглашение об ассоциации с Европой. Представьте, насколько сегодня легче австралийцам иметь дело с Украиной. Они знают, что продуктом нашей совместной деятельности может быть Европа, поскольку у них пока нет открытого рынка с ней. К тому же, мало кто думает об этом из-за географической отдаленности Австралии.
Австралия — сама по себе уникальная ячейка на земле, страна-континент. Знаете ли вы, что 80% флоры и фауны Австралии аутентичные? В мире нет ничего подобного. Эта страна имеет одни из крупнейших рекреационных возможностей в мире. Она превращается во всемирный курорт, куда едут туристы. Цены недорогие, а условия — фантастические.
ОБ АВСТРАЛИЙСКИХ ИНВЕСТИЦИЯХ В УКРАИНУ
— Австралийцы будут всерьез развивать отношения, если у них будет экономический интерес, они будут видеть, что могут реализовать свои инвестиционные планы (а такие намечаются). Речь не только об австралийском капитале в Украине. Речь и об украинских инвестициях в эту страну. Например, не секрет, что у Коломойского есть свои активы в Австралии. Другие финансовые группы тоже имеют там свои капиталы. Но это все делается не системно. Туда надо приходить со стратегией и системностью — только тогда будет эффект.
Кроме традиционно горнорудной сферы, в которой австралийцы заинтересованы, они хотят инвестировать средства в наш горнопромышленный комплекс.
Австралию также заинтересовали возможности украинского ІТ-сектора. Они понимают, что не могут повторить феномен Калифорнии, Кремниевой долины. Им нужна технологически одаренная молодежь, которая выведет Австралию на новый качественный уровень развития. При населении в 23 млн им очень трудно соревноваться с 127 млн Японией. А еще труднее — с миллиардным Китаем. Как Австралия может компенсировать это? Только новыми технологиями. Правительство начинает новые программы обмена, а самые одаренные студенты получают стипендии Endeavour, причем в самых разнообразных направлениях. Это делается для того, чтобы поколение новых австралийцев сделало качественный прыжок, адекватный размерам и возможностям страны.
О ВОЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
— Сейчас в Украине плохое время, время войны. Австралия отозвалась на российскую агрессию и поддержала нас не только морально, но и материально.
Австралия — самый близкий союзник США. До сих пор существует военно-политический блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, Соединенные Штаты. — Ред.), где они координируют свои действия.
Канберра не будет самостоятельно принимать решения относительно предоставления Украине оружия. Она будет действовать координировано с США. Если австралийцы увидят, что Вашингтон приступит к практической реализации помощи, то я не исключаю, что они могут это сделать.
Сегодня, как ни странно, нам интересно не это. В начале 2000 гг. Австралия провела одну из самых успешных реформ оборонного ведомства, приобщив к схеме управления министерством обороны гражданско-военное руководство.
Сейчас в Украине волонтерское движение перехватило на себя инициативу. Где место военных среди волонтеров и волонтеров среди военных? Как сделать синергию этого процесса? У австралийцев есть опыт, и эта реформа нам весьма интересна. Если бы мы изучили эти принципы работы, то такой опыт будет больше любого вооружения.
Украина по праву гордится своим аэрокосмическим комплексом, а Австралия имеет единственную эффективную связь с миром через воздух. Все, что связано с авиацией, для них сакрально. Кому принадлежит изобретение бортовых самописцев? Для меня было открытием, что в 1950 гг. это сделали австралийцы. Аварийный надувной трап — тоже изобретение из Австралии.
Украина могла бы объединить свои усилия с Австралией в авиационной отрасли. Знания австралийцев, наши возможности и технологии — такое сотрудничество было бы очень интересным и полезным.
ОБ УКРАИНСКОЙ ОБЩИНЕ В АВСТРАЛИИ
— Одна из самых организованных украинских общин в мире живет в Австралии. Она относительно молодая, если ее сравнивать с диаспорой украинцев в США и Канаде.
Фактически украинская община в Австралии сформировалась после Второй мировой войны. В нее вошли украинцы, находившиеся в немецких концлагерях. После освобождения они не хотели возвращаться, потому что знали, что их ждут сталинские лагеря. Поэтому эти люди искали любую возможность, чтобы остаться в Европе, выехать в США, Канаду или Австралию. Тогда эта страна была преимущественно virgin land (целинная земля. — Ред.), которую нужно было осваивать.
Вопрос жизнедеятельности общины во многом зависит от ее организованности, мобильности и динамизма. Поэтому местные украинцы очень активны. В Австралии, например, функционирует 17 украинских школ, а вот в Крыму ныне — ни одной.
Кстати, я уже познакомился с представителем украинской диаспоры Австралии. Это — генеральный секретарь Мирового конгресса украинцев Стефан Романив. Он просто очаровал меня своей энергетикой и оптимизмом.
У Стефана Романива уже есть план развития наших двусторонних отношений. Когда мы разговаривали с ним впервые (это продолжалось полтора часа), он не говорил: «Лучше было бы так или так». Он сразу сказал: «У меня есть план!».
Разговор со Стефаном Романивым, вселил в меня оптимизм: не надо ничего выдумывать, уже есть наработки, отвечающие требованиям времени. Сегодня мы фактически наверстываем то, что не было сделано.
25-26 ноября в Мельбурне состоится I Форум украинско-австралийского сотрудничества OzUke2015. Уже известно, что его откроет министр иностранных дел Австралии Джули Бишоп. Нам надо мобилизовать лучших представителей Украины, чтобы это были не просто спикеры, а деловая элита. Также планируется, что на него приедет министр аграрной политики и продовольствия Украины Алексей Павленко и потенциальные инвесторы из Украины.
Выпуск газеты №:
№189, (2015)Section
День Планеты