Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Насколько далеко зайдет Варшава?

Эксперты «Дня» комментируют уместность сравнений польского премьера
14 февраля, 18:49
ФОТО WYBORCZA.PL

На днях премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий давал лекцию в городе Холм, которую посвятил польско-еврейским отношениям, во время которой опять обратился к украинской  истории и сделал резонансное заявление. В этот раз критика главы польского правительства была направлена в сторону украинского военного, политического деятеля и гетмана Богдана Хмельницкого.

«Первым большим преступным актом против евреев, который в еврейской историографии временами приравнивается к Холокосту, было восстание Хмельницкого. Очевидно, что тогда доходило до страшных преступлений, историки говорят о 100 тысячах убитых евреев», — цитирует слова  Моравецкого Европейская власть. Глава правительства также вспомнил слова одного из раввинов, которого он встретил во время поездки в городу Торунь и отметил: «Он говорил о трех преступниках на «х» — Гитлер, Гиммлер и Хмельницкий (польской Hitler, Himmler и Chmielnicki. — Ред.). Это герой для наших соседей, а для нас тот, кто фактически привел к первому упадку Речи Посполитой».

Стоит напомнить, что на прошлой неделе депутаты Верховной Рады Украины проголосовали за заявление, в котором осудили принятие Сеймом и Сенатом Польши изменений к закону об Институте национальной памяти.

«День» обратился к польским и украинским экспертам с просьбой оценить такие сравнения:

«КОГДА ПОЛИТИКИ СПЕКУЛИРУЮТ ОТНОСИТЕЛЬНО ИСТОРИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ, ЭТО НЕ ДЕЛАЕТ ИМ ЧЕСТИ»

Петр КРАЛЮК, проректор Национального университета «Острожская академия»:

— Прежде всего, стоит обратиться к контексту, в котором это было сказано. Дело в том, что это странно выглядит, когда премьер-министр страны едет в провинциальное, даже не воеводское, местечко Холм (но в то же время знаковое для украинцев, потому что там была  столица князя Даниила Галицкого и его резиденция) и в библиотеке города около часа рассказывает о польско-еврейских отношениях. Понимаю, что эта тема очень болезненна для нынешнего польского руководства, поскольку изменения, внесенные в закон «Об институте национальной памяти» определенным образом корректируют вопрос изучения Холокоста на поприщах Польши. Этими поправками недовольны Израиль и США. Поэтому Моравецкий уже не первый раз обращается к этой теме.

Нужно иметь в виду, что базовое образование Моравецкого — историческое, ведь он окончил Вроцлавский университет, изучая историю, и в этих вопросах он ориентируется.

Что касается сравнения Богдана Хмельницкого с Гитлером, то здесь ничего нового Моравецкий не открыл. К сожалению, подобные сравнения встречаются у некоторых еврейских авторов, и он к ним апеллировал. Однако серьезные еврейские исследователи не прибегают к таким сравнениям, по крайней мере, никто из авторитетных еврейских исследователей не говорит о том, что было убито около 100 тыс. евреев во времена Хмельнитчины. Это явно завышенная цифра.

Исследователи сходятся на том, что во времена Хмельнитчины на поприщах Украины проживало около 40 тыс. евреев. Конечно, жертвы были, но не только среди еврейского, но и украинского, польского населения и представителей других национальностей. Ученые считают, что во время Хмельнитчины и Руины на территории Украины погибло около 50—70% населения. Считается, что около половины евреев — 20 тыс. людей — или погибло, или оказалось в плену у татар, или приняли православие (а евреи считают, что если человек отошел от иудаизма, он потерян и погиб).

Считаю, что премьер-министру Польши делать такие заявления совсем неуместно. А поскольку он историк, то мог бы поднять исследования на эту тему и высказываться относительно Хмельницкого более корректно.

О РЕАКЦИИ УКРАИНЫ

Думаю, стоит сделать соответствующее разъяснение, но не со стороны правительственных структур, это не уровень премьер-министра или Президента. Это функция Института национальной памяти.

В целом руководство Украины занимает очень взвешенную позицию в этих вопросах и не прибегает к апелляции к историческим вопросам. Пусть вопрос истории остается историкам. Думаю, когда политики  спекулируют относительно исторических вопросов, это не делает им чести.

ОБ АНТИУКРАИНСКОЙ ПОЛИТИКЕ ПОЛЬШИ

Антиукраинская политика Польши длится не один год. Это началось еще в 2013 году, когда там довольно активно отмечали годовщину так называемой «Волынской резни». Тема событий, которые происходили на Волыни в 1943 году, активно раскручивается польскими политиками, что делается для того, чтобы нарастить свои рейтинги.

Как по мне, эта политика будет продолжаться, поскольку это связано с нынешними политическими силами, которые находятся  у власти в Польше и сориентированы на то, чтобы поднимать эти темы. Со временем может появиться какая-то новая тема, и это будет продолжаться, пока у власти будет находиться нынешняя правая партия «Право и справедливость» и их союзники. Хотя я также имею сомнения, что если к власти придут либералы, которые на эти вещи смотрят иначе, сразу будут изменять эту риторику. К сожалению, этот процесс зашел очень далеко.

КАК ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЯ КИЕВА И ВАРШАВЫ

Мы должны определенным образом дистанционироваться от Польши.

Первое. В этой стране в настоящий момент работает свыше миллиона украинских граждан. Это вызвано экономической ситуацией в Польше и Украине. Но пребывание такого количества работников в Польше собственно и ведет к тому, что нынешнее польское руководство прибегает к таким антиукраинским действиям. Поэтому мы должны подумать, как вернуть этих людей в Украину, и это будет способствовать налаживанию украинско-польских отношений.

Второе. В Польше учится большое количество украинских студентов. Это тоже способствует тому, что польская власть начинает определенным образом влиять на этих студентов. У нас рекламируется европейское образование и то, что нужно ехать учиться за границу. Да, это иногда нужно. Но когда мы разрушаем свою систему высшего образования, когда люди едут в первую очередь в Польшу, чтобы получать образование, это не нормально. Украинское образование и в частности,  высшее, ничем не хуже. Я об этом говорю с полной ответственностью. Но, к сожалению, мы не рекламируем свои высшие учебные заведения и создали немало проблем для того, чтобы люди поступали в вузы. Я имею в виду так называемое Внешнее независимое оценивание, которого нет в Польше. Там достаточно диплома об окончании средней школы, чтобы человек поступил в вуз, чем очень хорошо пользуются поляки. Именно на экономические, социальные, образовательные вопросы мы должны были бы обратить внимание, и это был бы настоящий адекватный ответ. Ведь ответа государственных структур мало.

«НЕПОНЯТНОЕ СРАВНЕНИЕ»

Анджей ШЕПТИЦКИЙ, аналитик Института международных отношений Варшавского университета:

— Думаю, что в прошлом как в Польше, так и в Украине или в других европейских странах в течение веков было много антисемитских инцидентов и антисемитской политики. И очевидно, на историческом уровне это также касается и Хмельницкого.

И все-таки, не понятно и на историческом, и на дипломатическом уровнях сравнения казацкого гетмана с Гитлером, который спланировал и успешно организовал, к сожалению, геноцид евреев.

По моему мнению, неправильно сравнивать каждого антисемитского лидера или государственного деятеля с Гитлером.

Что касается того, почему в последнее время Польша так часто дает оценки истории Украины, то для этого есть несколько причин. Во-первых, у нас другой подход к общей истории, и мы это уже знаем много лет. Во-вторых, сегодняшнее правительство Польши пытается очень активно использовать историю для политических целей. В-третьих, польское правительство не считает Украину партнером, которого нужно уважать и бояться, в отличие от США или Израиля, хотя само польско-украинское сотрудничество ему кажется важным. Поэтому эти исторические проблемы можно очень открыто использовать в политической борьбе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать