Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Настало время перевернуть страницу путинизма

Москва не может видеть, как европеизируется ее «ближнее зарубежье»
01 апреля, 20:09

Накануне саммита в Бухаресте необходимость определиться с вопросом, стоит ли предоставлять Украине и Грузии План действий по членству (ПДЧ) в НАТО стала яблоком раздора для стран, входящих в Атлантический альянс. Россия задействовала все имеющиеся в ее распоряжении средства, чтобы заблокировать принятие этого решения. «Старая Европа» с Германией во главе выказывает солидарность с позицией России. «Новая Европа» и президент Буш поддерживают кандидатуры Украины и Грузии.

Противники этого потенциального расширения НАТО выдвигают два типа аргументов. Во-первых, говорят они, достаточно второстепенный вопрос принятия в Альянс этих двух стран не должен подвергать опасности дело первостепенной важности: обеспечить добрые отношения с Москвой, поскольку сотрудничество России является необходимым фактором, например, в энергетической области и в Афганистане. Не стоит бросать подобный вызов Медведеву сразу же в начале его президентского срока. Короче говоря, нужно «пощадить самолюбие России».

Согласно второму типу аргументов, вступление Украины и Грузии в НАТО может повлечь за собой неприятные последствия. На Украине, говорят нам, только элиты являются сторонниками вступления в Альянс. Общественное мнение относится к этой идее сдержано, и необходимо учитывать эти настроения. Что касается Грузии, то она еще не урегулировала конфликтную ситуацию с сепаратистскими регионами — Абхазией и Южной Осетией. Если Грузию принять в НАТО, она может вовлечь Запад в войну с Россией.

Давайте ответим сначала на последние возражения. Необходимо вспомнить, что ПДЧ не равнозначен членству в НАТО. Речь идет лишь о предварительном этапе, который продлится не один год. В течение этого периода, украинские элиты, возможно, смогут убедить своих соотечественников в том, что прозападная направленность Украины обоснована.

А грузинские руководители, возможно, пойдут путем канцлера Аденауэра : когда в конце 1940 годов он был поставлен Москвой перед выбором, подобному тому, что сегодня Россия навязывает Грузии, когда ему подарили надежду (впрочем, достаточно иллюзорную) на объединение страны в обмен на нейтральный статус Германии, он выбрал интеграцию в евроатлантические структуры, надеясь, что объединение произойдет в будущем естественным путем, что контролируемая Москвой зона неизбежно будет дрейфовать в сторону свободной и процветающей Западной Германии.

В любом случае Грузия, состоящая в НАТО, будет менее подвержена риску ринуться, очертя голову, в какую-нибудь авантюру, а российские руководители, если причиной их противодействия расширению НАТО является действительно забота о безопасности, должны отдавать себе в этом отчет. Однако ставки на кону превышают по своей значимости вопрос о вступлении Украины и Грузии в НАТО. Путин хочет завершить свой второй президентский срок большой победой, которая позволит ему лишний раз доказать россиянам истинность десятки раз повторяемого утверждения о потрясающих успехах его внешнеполитической деятельности и вынудить своего преемника Медведева продолжать тот же курс.

Те, кто считает, что нужно «щадить самолюбие России», заблуждаются в отношении умонастроений, царящих в Кремле. Путинская Россия — это не закомплексованная и мятущаяся Россия Ельцина. Сегодня Кремлю кажется, что он находится в положении силы, и, если Запад сделает шаг назад, он воспримет это как следствие нового соотношения сил, которое отныне складывается не в пользу Европы и Соединенных Штатов. Кремль усмотрит в этом шаге подтверждение тому, что политика Путина в отношении Запада, сотканная из надменности, конфронтаций, шантажа и провокаций, оправдывает себя. Не стоит забывать, что истерика, в которую впала Москва при мысли о возможной интеграции Украины и Грузии в западный мир, не имеет никакого отношения к соображениям военной безопасности. Москва не может спокойно смотреть на то, как европеизируется ее «ближнее зарубежье», в то время как в России с момента прихода к власти Путина наблюдается обратный процесс.

Сегодня мы смеем надеяться, что страница путинизма в России переворачивается. Давайте не будем посылать неверный сигнал президенту Медведеву, вознаграждая достойные сожаления поступки его предшественника.

Франсуаз ТОМ — преподаватель университета Париж IV-Сорбонна

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать