Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Нельсон Мандела: «Для того, чтобы построить нашу нацию, мы должны прыгнуть выше головы»

18 июля Нельсону Манделе исполнится 95 лет
17 июля, 11:58
СЕГОДНЯ ВЕСЬ МИР ПЕРЕЖИВАЕТ ЗА НЕГО / ФОТО РЕЙТЕР

Мир следит за состоянием здоровья первого чернокожего президента Южно-Африканской республики Нельсона Манделы, несгибаемого борца против режима апартеида (апартхейд — на языке африкаанс «рознь, раздельность». — Авт.). Ему 18 июля исполняется 95 лет. К сожалению, здоровье подкачало. Мировые лидеры присылают телеграммы с пожеланиями выздоровления или посещают страну, чтобы поддержать ее лидера и Нобелевского лауреата.

Нельсон Мандела происходит из младшей ветви рода династии тембу, субэтнической общности коса, относящегося к группе народов банту. У его отца было четыре жены и тринадцать детей. Третья жена по имени Нкедама родила мальчика, названного Холилалой (на языке коса Rolihlahla — «срывающий ветки дерева», в просторечии «проказник». — Авт.). В школе учительница дала ему английское имя Нельсон. С тех пор за пределами ЮАР он известен под этим именем, хотя в стране ее чернокожие граждане чаще называют его Мадиба — одно из клановых имен народа коса.

В 1943 году Мандела начал изучать право в Университете Витватерсранда, где проучился до 1948 года, однако так и не получил диплом юриста. В этот период он оказался под сильным влиянием либеральных, радикальных и африканистских идей. В апреле 1944 года Мандела стал членом партии Африканский национальный конгресс (АНК).

В 1955 году он участвовал в организации Конгресса народа, на котором была принята Хартия свободы. Она стала главным программным документом АНК. Основные положения документа отразили радикализацию позиций партии в связи с усилением режима апартеида и предусматривала национализацию банков, горнодобывающей промышленности. Налицо был левый сдвиг в настроениях, в том числе и Манделы.

В декабре 1956 года Нельсон и еще 150 человек были арестованы по обвинению в государственной измене. Результатом судебного процесса, продлившегося с 1956-го по 1961 год, стало оправдание всех обвиняемых.

Ситуация внутри страны обострялась все больше. В марте 1960 года полиция расстреляла мирную демонстрацию протеста чернокожих в поселке Шарпевиль. Было убито более 60 человек, в том числе 8 женщин и 10 детей. Эти события убедили Манделу в том, что ненасильственные методы борьбы с режимом апартеида не приносят ожидаемого результата.

В 1961 году Нельсон возглавил вооруженное крыло АНК — Umkhonto we Sizwe (на языке зулу «Копье нации». — Авт.). В результате им была начата политика саботажа против правительства, допускавшая партизанскую войну в борьбе с режимом апартеида. Кроме того, Манделе удалось привлечь деньги из-за рубежа и организовать военную подготовку для членов Umkhonto we Sizwe. Существует достаточно много свидетельств, указывающих на то, что уже с начала 60-х гг. Мандела также был членом Южноафриканской компартии.

В августе 1962 года Мандела был арестован и после судебного процесса в 1964 году приговорен к пожизненному заключению. В тюрьме Robbeneiland (на языке африкаанс «тюлений остров». — Авт.) он находился в маленькой камере с запрещением читать газеты. Тем не менее, узнику было разрешено получить диплом бакалавра юстиции заочно в Лондоне. Ныне эта тюрьма превращена в музей под открытым небом и объявлена национальным памятником.

За почти 27 лет, проведенных в заключении, на долю Манделы выпали тяжелые испытания. Но он выстоял, по собственному признанию ему помогли стихи английского поэта Уильяма Хенли. Стихотворение Invictus (Непокоренный) стало его любимым.

И я, попав в тиски беды,

Не дрогнул и не застонал.

И под ударами судьбы,

Я ранен был, но не упал.

К началу 90-х гг. южноафриканская белая элита начала осознавать, что время апартеида ушло. К тому же усилился нажим со стороны международных транснациональных компаний. Последние уже давно требовали перехода к демократии и уравнивания в правах всех жителей страны. Глава алмазного концерна «Де Бирс» Гари Оппенгеймер еще в 50-х гг. финансировал фонд защиты Манделы на упомянутых процессах. Наступило время переговоров. В феврале 1990 года, после подписания последним белым президентом ЮАР Фредериком де Клерком указа о легализации АНК, Мандела вышел на свободу.

После легализации АНК ЮАР захлестнула волна насилия. С АНК столкнулись ее оппоненты. Есть сведения, что эти столкновения специально провоцировали сторонники апартеида. Белые жители массово стали уезжать. За короткий период почти 800 тыс. инженеров, врачей, юристов и программистов покинуло страну. Остановить волну насилия и сползания к масштабной гражданской войне мог только Мандела. Он обратился к нации с призывом сохранять спокойствие. И ему поверили. Напряженность начала уменьшаться, хотя мятежи и столкновения продолжались еще какое-то время.

Его усилия были по достоинству оценены мировым сообществом. В 1993 году Мандела и де Клерк вместе были удостоены Нобелевской премии мира.

После того как в апреле 1994 года состоялись демократические выборы, на которых АНК получил более 63% голосов Мандела стал первым чернокожим президентом.

Перед ним стояла невероятная по своей сложности задача — примирить людей всех рас и национальностей после 350 лет колониального господства и 50 лет политики апартеида. Пример соседних Мозамбика, Замбии, а также Уганды был у всех перед глазами. Пришедшие там к власти африканские националисты изгнали белое население, начали социалистические эксперименты, и экономика этих стран пришла в упадок.

Нужно было найти точки соприкосновения вчерашних врагов, десятилетиями воевавших и стрелявших друг в друга. Они отличались не только цветом кожи, но и языками, культурой, ментальностью, уровнем образования. Казалось, что их ничего не объединяло, и решить эту проблему с таким тяжелым наследством просто невозможно. Но Манделу это не только не испугало, а наоборот, придало силы и энергии.

В первую очередь нужно было успокоить бизнес. На встречах с капитанами корпораций Мандела заверил их, что никакой национализации нет и не будет. Наоборот, экономика и финансы будут строиться на либеральных принципах. В ходе многочисленных поездок по странам на всех континентах он убеждал вкладывать деньги в ЮАР. Ему поверили, его престиж был гарантией неприкосновенности частной собственности и инвестиции пошли. Национальная валюта южноафриканский рэнд, несмотря на временные колебания, сохранила относительную стабильность. Отток белого населения значительно уменьшился, в последнее время фиксируется даже обратный процесс.

Мандела являлся мастером символов. Примером может служить история с командой Springbok по регби. Это любимая игра и команда африканеров, но во времена апартеида она стала символом расовой сегрегации. В отместку чернокожие жители предпочитали футбол. Скорые на руку функционеры АНК решили изменить название и форму команды. Понятно, что это вызвало бы взрыв недовольства белых фанов. Мандела выступил категорически против и добился отмены этого решения.

Накануне Чемпионата мира по регби в 1995 году, который впервые должен был пройти в ЮАР, до этого страна из-за апартеида была исключена из мирового первенства, он несколько раз встречался с игроками, объясняя им важность победы в этом престижном соревновании для страны и единения ее народа. Эти усилия не пропали даром. Победа в мировом первенстве против сильной команды Новой Зеландии и получение звания чемпиона мира вылилось в такой всенародный праздник, которого эта земля не видела. В поддержке команды объединились все — независимо от цвета кожи. По признанию многих в этот момент они почувствовали себя одним народом — южноафриканцами. Драматические события вокруг этого чемпионата стали основой книги Джона Карлина Playing the Enemy и фильма Клинта Иствуда «Непокоренный».

Мандела лично показывал пример прощения своих врагов. Демонстративно посетил вдову бывшего премьера Фервуда — одного из зачинщиков апартеида, а затем дружески побеседовал с прокурором на своем процессе, который требовал для борца смертной казни. «Я не могу забыть, но я могу простить» — это его высказывание стало девизом.

Его президентство не было усыпано розами. Безработица велика, особенно среди чернокожих. Преступность зашкаливает, и пока власть проигрывает борьбу с ней. Популисты требуют все и сейчас, а если нет, то отобрать у белых. И пока хоть белые, хоть черные огораживают свои дома высокими заборами, иногда с колючей проволокой.

Тем не менее, к белому среднему классу, насчитывающему 4 млн. человек уже присоединилось 11 млн. чернокожих и цветных. Недостаточно для страны с населением почти 49 миллионов, но прогресс налицо.

Мандела не хотел быть президентом. Считал, что на этом посту должны быть другие. Он не слишком разбирался в сложных экономических вопросах и практически никогда не бывал на заседаниях своего правительства. Наряду с достижениями у него было много ошибок. Он всегда их признавал и пытался исправить. Что-то получалось, что-то нет. Но он стал отцом нации, которую создавал своими руками в буквальном смысле этого слова.

Его авторитет огромен, но слава не вскружила голову. «Мне не нравятся попытки делать из меня полубога. Я хочу, чтобы меня знали как Манделу, человека со слабостями». Таким его знают и будут помнить.

ОТ РЕДАКЦИИ

18 июля, в 18.00, в синем зале Дома кино в Киеве, украинцы приобщатся к празднованию Дня Нельсона Манделы. Лозунг этого года, под которым пройдет в мире празднование Мадиба, — «День Манделы — ежедневно! Действия — значит изменения!». Впрочем, в Киеве в рамках акции также попробуют дать ответ на вопрос: что фигура Нельсона Манделы значит для украинцев; кем он является для нас; понимаем ли мы его?

— Несмотря на географические расстояния, всем людям, особенно политикам мира, есть чему поучиться у Манделы, — говорит председатель правления Восточно-Европейского института развития Мридула ГОШ. — Украина не исключение. Во-первых, Мандела продемонстрировал политическую волю навсегда перевернуть позорную страницу истории своей страны и тем самым сумел разорвать замкнутый круг прошлого, не дав повториться дискриминации, мести и насилию. Он не уволил белых сотрудников даже среди личных охранников, которые работали еще при президенте Де Кларк. Он не позволил черному населению мстить и смог доказать миру, что концепцию «Rainbow nation» и примирения нужно воплощать, начиная с собственной администрации. Во-вторых, его вера в победу не сделала из него эгоистичного победителя, который после победы уничтожает все на своем пути. Он верил в то, что после победы нужно относиться к бывшему врагу как к партнеру. В-третьих, достойна наследования поражающая способность Манделы эволюционировать, а не консервировать свои взгляды в фундаментализме. Я имею в виду его взвешенный переход от вооруженного противостояния во время заключения к ненасильственному примирению после освобождения и избрания президентом страны. Перед нами пример, как объединять страну, как уважать оппонентов, как быть на 100% демократичным человеком, как вовремя оставить должность и обеспечить стабильное демократическое развитие и необратимость начатых процессов.

Приблизить фигуру Нельсона Манделы к посетителям мероприятия организаторы (а это — Африканский центр, Восточно-Европейский институт развития, Африканский совет в Украине и Посольство Южноафриканской республики) попытаются, в первую очередь, во время дискуссии «Мандела: далекий или близкий?», участие в которой уже подтвердили известный японский буддист-посланник мира Джунсей Терасава, правозащитник и бывший политзаключенный Семен Глузман, журналист-путешественник основатель движения «Мы —европейцы» Евгений Ихельзон, Президент Африканского Центра Чарльз Асанте-Ебоа, президент Африканского совета в Украине Сесей Мохамед, председатель Нигерийского общества Др. Джонсон Аники. Также в рамках Дня Манделы запланирован показ фильма «Непобежденный» (Invictus). Вход свободный.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать