Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Неправильный» коммунист

21 января, 20:33

На этой неделе скончался бывший Генеральный секретарь ЦК Компартии Китая Чжао Цзыян, стоявший у истоков экономических реформ. Его смерть осталась практически незамеченной в Китае. За 15 лет, которые Чжао Цзыян провел не выходя из дома в Пекине после студенческих волнений на площади Тяньаньмэнь, нынешняя молодежь его уже забыла, и даже о предстоящих похоронах не появилось никакой официальной информации, передает РИА Новости. Чжао Цзыян был единственным из китайских руководителей, который выступал против силового подавления волнений в 1989 году. Руководство Китая ныне считает, что в те годы оно все сделало правильно. «Происшедшие в Пекине в 1989 году события и связанная с ними деятельность Чжао Цзыяна давно получили свою оценку. Практика подтверждает, что эта оценка оказалась справедливой», — заявил во вторник на брифинге в Пекине официальный представитель МИД КНР Кун Цююань.

БАО Тон — бывший директор отдела политических реформ Центрального комитета КПК, занимал должность секретаря Чжао Цзыяна в его бытность премьером Госсовета с 1980 по 1985 гг. ку двумя годами раньше, умер в апреле 1989 года, и его смерть стала причиной спонтанных и мирных студенческих демонстраций в Пекине, которые распространились по всей стране. Полмиллиона студентов колледжей приняли участие в этом движении в одном только Пекине. Оно продолжалось 50 дней и искренне поддерживалось жителями Пекина и людьми по всей стране, принадлежащими ко всем слоям общества. Чжао указал политбюро на то, что чувства, выражаемые студентами и жителями в их поминании Ху, в их протестах против коррупции, и их стремление к демократии были на самом деле теми же самыми чувствами, которые испытывали они сами. Он полагал, что нет ничего невозможного в том, чтобы разрешить протесты студентов и при этом соблюсти принципы демократии и законность.

Чжао Цзыян на протяжении 16- ти лет до своей смерти жил в абсолютной изоляции от китайского общества вследствие незаконно наложенного на него домашнего ареста. Преследование Чжао было преследованием лидера, посвятившего более десяти лет своей жизни новаторским усилиям, которые легли в основу экономической реформы Китая. К концу 1970-х годов китайские крестьяне уже давно потеряли свои права на владение собственной землей из-за коллективизации и основанию народных коммун. Это право они так и не получили обратно. Чжао, тем не менее, был одним из первых, кто защищал идею о возвращении крестьянам права на собственность и таким образом инициировал первые пробные испытания по упразднению народных коммун.

Китайская промышленность трансформировалась в филиалы правительства посредством национализации и централизованного планирования. Чжао был первым, кто предложил «расширенную самостоятельность для китайских предприятий» и «восстановление здоровых взаимоотношений между правительством и промышленностью». Расширенная самостоятельность для предприятий и крестьянства были крайне важными первыми шагами, успех которых привел в конечном итоге к полномасштабной экономической реформе.

И эти победы были лишь малой частью того, что удалось завоевать Чжао в его стремлении помочь китайскому народу вырваться из удушающей стагнации маоистского социализма. Будучи премьер-министром, Чжао на протяжении десяти лет проводил экономические реформы, которые привели к устойчивому прогрессу, и люди, особенно крестьяне, почувствовали значительные улучшения.

Чжао также был единственным лидером КПК, который предложил пакет политических реформ, чтобы разрушить китайскую систему однопартийного руководства. Неоспоримая монополия партии на политическую власть систематически приводила к тому, что каждая сделанная ею ошибка — такая, как ужасное десятилетие культурной революции — превращалась в продолжительный кризис национального масштаба.

С целью достижения настоящей и продолжительной стабильности Чжао предложил реформы, которые, в конечном итоге, были направлены на легализацию и систематизацию демократии. Он хотел установить такую демократическую политику, которая бы поддержала и взрастила здоровую рыночную экономику. И хотя кратковременные практические цели политических реформ Чжао были ограничены обстоятельствами, в которых они предлагались, все эти меры были направлены на сдерживание власти Коммунистической партии и представляли конкретные шаги на пути к возврату этой власти китайскому народу мирным путем. Пакет реформ Чжао — резкий разрыв с тоталитаризмом Мао — был одобрен на 13-м съезде партии.

Будучи генеральным секретарем КПК на протяжении двадцати месяцев, Чжао создал политическую культуру, в которой политбюро удерживалось от вмешательства в работу судов. Кроме того, Чжао остановил попытки политбюро контролировать литературу и искусство. Он упразднил политику, согласно которой предприятия работали под руководством партийных организаций, и систему, по которой fa ren («официальные представители») были ядром предприятий.

К сожалению, политические реформы Чжао прекратились с его уходом от власти. Ужасным результатом этого был огульный отказ от гражданских прав и принципов демократии и подъем того, что сегодняшние лидеры называют «социализмом с китайскими особенностями» — горький эвфемизм для ничем не сдерживаемой власти партии и правительства, переплетающейся с коммерческими интересами.

Единственной причиной продолжительного дурного обращения с Чжао было его противодействие жестокому подавлению демонстрации протеста на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Это он должен был принять решение как Генеральный секретарь, но события развивались не так, как должны были развиваться. Следует напомнить, что бывший Генеральный секретарь Ху Яобан, которого Дэн Сяопин вынудил уйти в отстав

Под руководством Чжао политбюро и его Постоянный комитет призвали к диалогу со студентами. Но это многообещающее направление полностью изменилось, когда Дэн Сяопин проявил свое желание жестоко подавить сопротивление. В конце концов, все свелось к борьбе между пятью членами Постоянного комитета политбюро: Ли Пэн и Яо Илин требовали развернуть войска. Чжао возражал против этого. Цяо Ши и Ху Цили первоначально поддержали Чжао, но затем ретировались и попросили Дэн Сяопина принять окончательное решение.

При таких очевидных глубоких расхождениях Дэн решил обойти все существующие институты. Без каких-либо дальнейших дискуссий Дэн мобилизовал пятисоттысячные войска, которые вошли в Пекин и обрушились на безоружных студентов и гражданское население. Массовое убийство в 1989 году на площади Тяньаньмэнь было трагедией для Китая и еще одной трагедией XX века. С тех пор прошло шестнадцать лет, но осталась боль, глубоко спрятанная в сердцах и умах людей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать