Перейти к основному содержанию

Непредсказуемый Сильвио

Как за два дня Берлускони удалось изменить политический сценарий Италии
30 октября, 12:04
26 ОКТЯБРЯ 2012 ГОДА. РИМ. ИТАЛЬЯНЦЫ ПРАЗДНУЮТ ВЫНЕСЕНИЕ ПРИГОВОРА ЭКС-ПРЕМЬЕРУ СИЛЬВИО БЕРЛУСКОНИ С БОКАЛАМИ ШАМПАНСКОГО. НА ПЛАКАТАХ НАДПИСЬ: «ТЫ НИКОГДА НЕ ЗАБУДЕШЬ, КАК ТЕБЯ ВПЕРВЫЕ ОСУДИЛИ» / ФОТО РЕЙТЕР

После продолжительного затишья, Сильвио Берлускони вернулся. При этом, как всегда, он вышел на сцену в качестве главного героя. За последние несколько дней он стал причиной ряда противоречивых событий, которые сразу попали в повестку дня итальянских и международных средств массовой информации. Короткое описание того, что в них представлено, поможет получить полную картину о роли Берлускони в итальянском политическом будущем.

В пятницу, 26 октября, Берлускони в видеообращении, подобному тому, в котором он объявил о своем намерении идти в политику в 2004 году, официально заявил о своем решении уйти из передовой политики. Он сообщил итальянцам, что не возглавит свою партию на будущих выборах в апреле 2013 года, и пригласил новых партийных лидеров организовать предварительные выборы с тем, чтобы решить, кто будет его политическим наследником. Наконец, в завершение своего монолога он подчеркнул о важности усилий правительства Монти, к которым пришлось прибегнуть ради реформирования Италии и устранения ее основных недостатков.

В субботу утром, 27 октября, суд Милана осудил его впервые после 14 лет в первом судебном процессе относительно налогового мошенничества, связанного с его телекомпанией Mediaset. Он был осужден до четырех лет лишения свободы (однако в результате принятия закона в 2006 году срок будет уменьшен до одного года), штрафа в размере 10 миллионов евро, который он должен заплатить Национальной налоговой службе, и пяти лет запрещения занимать государственные должности. Основанием для принятия этого решения была торговля правами на показ американского телесериала, которые, очевидно, сначала продавали оффшорным компаниям, а затем по умышленно завышенной цене продавались компании Mediaset. Поскольку судебный процесс тянулся почти шесть лет, пока суд вынес решение (он неоднократно был заблокирован из-за принятия в поддержку Берлускони законов, которые одобрил парламент в период его пребывания на должности премьер-министра), и срок давности иска истекает в 2014 году, похоже, что дело вряд ли дойдет до Апелляционного суда, а следовательно, и до Конституционного суда.

В тот же день, в субботу 27 октября, во второй его половине, Берлускони организовал пресс-конференцию и объявил, что после вынесения приговора Миланским судом его личная обязанность — оставаться в передовой политике с тем, чтобы бороться с предвзятыми политическими судьями и избежать того, чтобы беззащитные граждане страдали из-за несправедливости суда так, как пришлось страдать ему. Он подчеркнул, что целью вынесенного приговора было не осудить вроде бы незаконность фактов, по которым его обвиняли, а осудить его личную политическую деятельность. В подтверждение этого он напомнил о том, что не так давно Римский суд и Конституционный суд оправдали его после слушаний по тому же делу. Более того, он объявил о безотлагательной необходимости своего участия в политическом процессе, говоря о неоколониальном подходе к Италии ведущих европейских лидеров и обвиняя их в том, что они стали причиной его политического поражения. В конечном итоге, уже через день после высказывания поддержки в адрес правительства Монти, он напал и на него, объявив, что он и его коллеги обсуждают возможность отозвания их доверия к правительству. При этом он поставил страну перед угрозой проведения досрочных выборов и финансовых спекуляций на итальянской экономической нестабильности, которые могут из этого истекать (партия Берлускони обеспечивает большинство в поддержку правительства Монти в парламенте).

Невзирая на интерес СМИ к старческом маразмам Берлускони (из-за его симпатии к властям), которые вылились в противоречивые заявления, он сыграл свой спектакль в пустом театре. Действительно, итальянские избиратели (за исключением его преданных, однако немногочисленных сторонников) еще до вынесения приговора Миланским судом осудили его фигуру как неуместную в публичной сфере и в итальянском политическом будущем. Скорее всего, его последние заявления были нацелены на политический класс. С одной стороны, в этих заявлениях шла речь об изменениях, которые касаются внутренней структуры партии Берлускони, унаследовании его лидерского места и возможности партии выйти из его патриархальной тени. С другой стороны, они дали преимущество демократической коалиции. Действительно, Демократическая партия, которая без Берлускони была вынуждена впервые представить стране свою платформу конкретных реформ, теперь, по возвращении Берлускони, получила шанс выгодно вернуться к единственному вопросу своей программы за последние 15 лет — анти-берлусконизму.

Согласно последнему опросу, независимо от того, какое решение примет Берлускони относительно своей новой роли в политике, и независимо от того, как будут разворачиваться события в апелляционном и Конституционном судах, это не повлияет существенно на итальянских избирателей, которые уже воспринимают его как мертвого политического лидера. Анализ данных, однако, объясняет настоящую цель недавней медиаигры Берлускони. Он хотел избежать трагического конца своей политической карьеры и юридических последствий, перед которыми ему придется предстать во время судебных процессов по делам, где он проходит как обвиняемый.

Фильм режиссера Нанни Боретти «Кайман», отснятый в 2005 году, предвидел конец политической карьеры Берлускони: суд выносит приговор о его тюремном заключении после многих лет безнаказанности. Что изменилось в сегодняшней ситуации, так это то, что конечная сцена фильма, где сторонники Берлускони нападают с камнями и огнем на судей, которые объявили приговор, уже не случится. В настоящее время попытки Берлускони использовать политику, чтобы избежать тюрьмы, не имеют поддержки со стороны большинства итальянских избирателей, а это доказывает, что в этом случае его театральный спектакль в последние дни не имеет какого-то эффекта. Битва Берлускони в одиночку теперь не имеет другого значения, кроме как последней личной попытки избежать санкций за свои мошеннические и лживые восемнадцать лет на руководящей должности. В любом случае итальянское политическое расписание изменится из-за Берлускони: его политическая изоляция в обществе является наибольшим достижением страны для ее реабилитации.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать