Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Нет» по-французски

И последствия для Украины
30 мая, 20:18
ФРАНЦУЗСКОЕ «НЕТ» КОНСТИТУЦИИ ЕС БЫЛО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ МЕСТЬЮ ПРЕЗИДЕНТУ ЖАКУ ШИРАКУ ЗА НЕПОПУЛЯРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВА / ФОТО РЕЙТЕР

Европейский Союз на пороге очередного кризиса — на воскресном референдуме французы отклонили проект конституции ЕС, который должен стать основой для дальнейшего политического развития европейского сообщества. Для Украины это означает замедление и так невысоких темпов приближения к членству в ЕС, поскольку в ближайшее время Евросоюз будет занят решением внутриполитических проблем, поддержанием расшатанной европейской идентичности. Вряд ли в такой ситуации будут обсуждаться перспективы присоединения к Евросоюзу каких-либо стран. Сейчас под вопросом будут даже переговоры о вступлении Турции, начавшиеся в декабре прошлого года, поскольку подавляющее большинство французов голосовали не столько против конституции ЕС, сколько воспользовалась возможностью сказать «нет» дальнейшему его расширению и, в частности, возможному вступлению Турции.

В общем негативный результат референдума во Франции был прогнозируемым, поскольку предыдущие соцопросы свидетельствовали о преимуществе антиконституционных настроений среди населения Франции. Однако это преимущество было незначительным, в 6—8%, но больше был процент неопределившихся. Именно на них возлагались надежды президента Ширака, который трижды обращался к французам с телеэкранов с призывом поддержать Евроконституцию. На помощь Шираку пришли и канцлер Германии Герхард Шредер с президентом Польши Александром Квасьневским, которые лично приезжали, чтобы выступить с моральной поддержкой проконституционного лагеря. Однако усилия политиков, «живые цепи» евродепутатов, которые накануне голосования развлекали уличных прохожих, оказались недейственны. Антиконституционный лагерь провел более эффективную кампанию — в результате 55% французов высказались против конституции ЕС в противовес лишь 45% тем, кто ее поддержал.

Такого значительного разрыва не ожидали. Накануне референдума французские политологи говорили об эффекте «дежавю» — проводились многочисленные параллели сегодняшнего «референдумного процесса» с референдумом 1992 года по поводу Маастрихтского соглашения, по которому французы должны были согласиться на ввод единой валюты — евро. Как и сегодня, лагерь евроскептиков был тогда очень сильным, социологи прогнозировали отклонение соглашения. Однако его приняли с минимальным преимуществом — 51,01%. Поэтому большинство экспертов надеялись на подобное минимальное преимущество евроскептиков сегодня, что дало бы возможность, вопреки официальным заявлениям французских политиков, все же поставить вопрос о повторном референдуме. Но 10% разрыва и чрезвычайно высокая явка — более 70% — засвидетельствовали безапелляционность решения французов. Жак Ширак в своем выступлении после окончания голосования заявил, что принимает «нет» сограждан, однако Франция будет и далее выполнять свои обязательства перед Евросоюзом.

Результатом референдума скорее всего станет отставка премьер-министра Франции Жана-Пьера Раффарена, поскольку отклонение Евроконституции — эмоциональная реакция французов на правительственную политику, экономические проблемы, нерешенность вопроса с безработицей, которая сегодня составляет 10,2%. Тезисы евроскептиков о том, что конституция значительно либерализует экономический режим Франции, изменит традиционную схему соцобеспечения были только «специями». Однако не в последнюю очередь «нет» французов было обусловлено и антитурецкими настроениями — они нашли единственный путь — высказать свое недовольство началом переговоров о вступлении Турции в ЕС. Поэтому Франция голосовала вовсе не против конституции ЕС — большинство французов ее даже не читали.

Несмотря на это, последствия французских эмоций отнюдь не будут содействовать эффективности дальнейшего политического развития ЕС. Хотя представители Европейской комиссии, политики различных стран утверждают, что французское «нет» повредило, но отнюдь не поставило крест на конституции ЕС, однако очевидно, что реалии совсем противоположные. Для вступления в силу конституция должна быть принята всеми 25 странами-членами ЕС. Непонятно, каким образом видится ее дальнейшее существование из-за непринятия ее Францией? Кроме того, результат французского референдума делает безоговорочным отклонение конституции ЕС на завтрашнем референдуме в Нидерландах, где еще до французского «нет» против Евроконституции высказывались около 60% граждан. Хотя, здесь возможно проведение повторного референдума, однако «первое слово дороже второго» — конституция будет отклонена двумя из шести стран-основательниц самого ЕС, что автоматически делает ее нежизнеспособной. Без сомнения, волна будет распространяться и далее — на осень намечен референдум в Польше, которая теперь скорее всего также скажет «нет», поскольку в свое время поставила подпись под согласованным текстом только из-за невозможности дальнейшей борьбы за принципиальные вопросы. Кроме того, французы облегчили жизнь премьеру Великобритании Тони Блеру, который сейчас со спокойной душой представит Евросоюзу скептическое «нет» британцев.

Пересмотра текста Евроконституции не будет — в этом с председателем Европейской комиссии Жозе Мануелем Дурау Баррозу солидарны большинство политиков. Поэтому, основополагающие тезисы конституции скорее всего будут пытаться спасти путем подписания двухсторонних соглашений. Однако с отклонением Евроконституции, а вместе с ней и предложения создать должности президента ЕС и министра иностранных дел ЕС теряется шанс на усиление позиций Европейского Союза как единого влиятельного политического субъекта. Теперь вместо консолидации объединенной Европы в ближайшее время будет наблюдаться болезненное внутреннее «брожение». После волны протестных, но демократических «нет» на конституционных референдумах политическая жизнь ЕС станет похожей на «постреволюционный» синдром, когда первым делом станет восстановление сломанного. Поэтому перспективы дальнейшего расширения ЕС отодвинутся на неопределенный срок...

Министр иностранных дел Украины Борис ТАРАСЮК считает, что результаты референдума во Франции затормозят дальнейшие интеграционные процессы в ЕС, но для Украины не имеют непосредственных последствий. «Эта неудача на референдуме в определенной мере затормозит дальнейшие интеграционные процессы, углубление интеграции в рамках самого Европейского Союза», — заявил Б. Тарасюк в интервью агентству Интерфакс-Украина. При этом он выразил мнение, что «результат референдума во Франции не будет иметь непосредственного влияния на отношения Украины и Европейского Союза, хотя опосредованное влияние он будет иметь». Б.Тарасюк подчеркнул, что Евросоюз после неудачного референдума во Франции «будет больше обеспокоен тем, как отреагировать на новую ситуацию, и понятно, что вопрос дальнейшего расширения будет отодвинут». «Не стоит драматизировать ситуацию, потому что Европейский Союз существует в нынешних, доконституционных рамках. Он существует и развивается, и его притягательность не уменьшается из-за того, что он не вышел на более высокий уровень интеграции, который предусматривался конституцией», — отметил Б. Тарасюк. Говоря о возможности подачи Украиной заявки на членство в ЕС, Б. Тарасюк подчеркнул: «Этот вопрос не связан с результатами референдума во Франции».

В то же время директор Института политических исследований Сергей МАРКОВ назвал итоги референдума по Европейской конституции во Франции первой масштабной победой общества над европейской олигархией и заявил, что это окажет косвенное влияние и на ситуацию в России. «Это первая масштабная победа общества против олигархии финансистов и бюрократов, и это будет иметь серьезные политические последствия для остальной Европы», — сказал С.Марков Интерфаксу. По его мнению, итоги референдума во Франции окажут косвенное влияние и на Россию. «Уменьшится мощь союзников в Европе экономического блока нашего правительства, а кроме того, снизится активность Евросоюза на постсоветском пространстве и замедлится формирование единой европейской политики», — пояснил С.Марков. «Конечно, в Европе понимают, что отношения с США нужно развивать, но можно констатировать, что те, кто поддерживал единую Европейскую конституцию, в большей степени готовы сотрудничать с США, а сейчас победу одержали антиамериканисты», — заявил С.Марков.

КОММЕНТАРИИ

Григорий НЕМЫРЯ , директор Центра европейских и международных исследований:

— Право Украины на вступление в Европейский Союз гарантирует 49 статья соглашения о Европейском Союзе, которая не отменяется с отклонением конституции ЕС. Поэтому никакого отношения к перспективам Украины на вступление в ЕС одобрение или неодобрение Евроконституции не имеет. Однако теперь ситуация меняется, и в этом можно видеть как негативные факторы, так и позитивные. Среди негативных факторов — в случае неодобрения конституции может получиться так, что процесс внутренней рефлексии в ЕС затянется, и это будет означать отсутствие общеполитической воли к конструктивному обсуждению не просто перспектив вступления Украины в ЕС, а расширения как такового. Но в то же время, как правило, Европейский Союз делал определенные «прорывы» именно тогда, когда в той или иной форме существовал кризис — или из-за отсутствия политической воли, или из-за внутренних процессов в самом Союзе. Поэтому практика показывает, что лучше всего ЕС выходил из таких кризисов, повышая ставки. За последние 15 лет это четвертое соглашение, из-за которого ЕС внутренне дебатирует. Я не исключаю, что выходом из негативного сценария в дальнейшем может быть как раз переосмысление рамок дискуссии. И с этой точки зрения, как ни парадоксально, для Украины могут открыться новые перспективы. Полной остановки процесса интеграции не будет, только новая рамка. В этом контексте интеграция Украины через План действий Украина—ЕС до начала экономической и политической интеграции может быть одним из вариантов. Я бы не преувеличивал и не говорил об угрозах для вступления Украины в результате отклонения конституции ЕС. Более того, при наиболее оптимистическом сценарии, приближение Украины к вступлению в ЕС — это 10—15 лет. Это именно тот промежуток времени, который позволяет ЕС не только обсудить нынешний кризис и принять новые рамки, но и утвердить другую конституцию ЕС.

Сергей МАКСИМЕНКО , директор института «ЕвроРегио Украина»:

— Результаты французского референдума были предсказуемы, и руководители Евросоюза были к этому готовы. Однако до последнего мгновения все-таки надеялись на «да», и в этом проявляется присущая Европейскому Союзу черта — отсутствие стратегического планирования в контексте собственной группировки. Так же лидерам ЕС не хватает стратегического видения Украины — как в прошлом, так и в большей степени ныне. Поэтому я не думаю, что отклонение Францией конституции ЕС каким-то образом обусловит ухудшение наших шансов на вступление в ЕС, при условии того, что Украина активно будет продолжать стратегическую линию на евроинтеграцию. Еще до референдума во Франции, до отклонения конституции у Евросоюза было множество внутренних проблем и вопросов в повестке дня. В свое время это представлялось одной из основных причин того, что Украина еще не получила положительного сигнала от ЕС — потому что Европе не до Украины. Но это не является оправданием и отнюдь не основной причиной. Евросоюз должен трансформироваться через те амбициозные цели, которые он объявил — стать самой мощной экономикой мира, основным игроком на международной арене. И в этом смысле действительно можно сказать, что он занят внутренней работой и что ему не хватает сил на Украину. Но на самом деле это не вопрос сил или времени, это вопрос адекватного политического видения. К великому сожалению, у Европейского Союза его никогда не было достаточно. Именно это может быть основным барьером на пути продвижения Украины в ЕС. Однако и этот фактор не единственный — не менее важными являются усилия со стороны Украины, направленные на внутренние реформы. Отклонение конституции ЕС на референдуме во Франции может привести к тому, что лидеры ЕС смогут увидеть реальные последствия своих действий или бездеятельности на пути развития единого Европейского Союза. Поэтому перспективы Украины от вопроса референдума лучше отделить — они не настолько взаимосвязаны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать