Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Независимость поневоле

30 июня, 00:00

Президент Черногории Мило Джуканович заявил на днях о возможности проведения референдума о статусе этой югославской республики. Фактически речь идет о выходе Черногории из состава югославской федерации — выходе, к которому черногорская политическая элита старательно и осторожно готовит перепуганное последней балканской войной население. Президент Черногории — экс- коммунист все-таки! — получает воззвания представителей научной и творческой интеллигенции с предложениями срочно рассмотреть вопрос о будущем республики... Примечательно, что столь серьезные заявления черногорский президент стал делать после недавней встречи с президентом США: возможно, Джуканович получил от Клинтона заверения в том, что Запад не допустит силового вмешательства режима Милошевича в черногорские дела?

Все это — независимость поневоле. Даже президент Словении Милан Кучан высказал пожелание, чтобы Черногория оставалась в составе Югославии — той самой Словении, которая первой вышла из состава еще СФРЮ (и тот самый Кучан, который был символом этого выхода)! Искушенный словенский лидер понимает разницу между осознанным желанием жить самостоятельно и бегством от не оправдавшего надежды и ослабевшего центра. Разве в бывшем Союзе было иначе? Балтийские страны, как и Словения, стремились к своей свободе даже тогда, когда о выходе из империи нельзя было мечтать. Белоруссия или Македония провозгласили независимость, потому что не могли не провозгласить. Вернее, объявили свои декларации о суверенитете декларациями о независимости — только и всего.

А Украина? Когда бы мы еще набрались мужества, если бы не путч? Разница между тягой к свободе и независимости поневоле — в том, как живут люди... Хотелось бы, чтобы Черногории повезло больше...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать