Новая бизнес-модель для Кипра
Предварительная договоренность между Кипром и «тройкой» означает, что худшего, возможно, удалось избежать![](/sites/default/files/main/articles/27032013/cyprus.jpg)
Европа вновь заглянула в бездну. Однако предварительная договоренность между Кипром и «тройкой» (Европейской Комиссией, Международным монетным фондом и Европейским центральным банком) означает, что худшего, возможно, удалось избежать. Крупные вкладчики в киприотских банках потерпят большие потери, а второй по величине банк страны будет закрыт. Тем не менее, забегая наперед, у Кипра есть не только средства для восстановления, но даже и для разрешения длительного раскола с маленьким государством в северной части острова, которое поддерживает Турция.
Кипр просто самая последняя страна, по которой ударил экономический кризис, разразившийся в Средиземноморье. На протяжении многих лет Кипр являл собой огромный банковский пузырь. Активы этого сектора оценивались примерно в семь ВВП страны, тем временем как иностранные деньги вливались в налоговое убежище в безопасной среде еврозоны.
План по спасению банков был обусловлен двумя факторами: внутренним давлением, которое оказывали лидеры еврозоны, и исключительной природой киприотского пузыря в банковской системе. Многие европейские лидеры подозревают, что остров стал центром по отмыванию денег для российских физических и юридических лиц, которые перекачали в банки этой страны приблизительно 68 млрд евро. Независимо от деталей конечной сделки, риск состоит в том, что призрак России в спасении банковской системы Кипра в 2011 году может спровоцировать серьезные побочные эффекты по всей Южной Европе как в отношении правительственных затрат по займам, так и для мелких вкладчиков.
Тем не менее важно не упустить из виду некоторые очень ценные активы, которыми владеет Кипр и которые могли бы означать спасение экономики страны.
В 2011-м американская энергетическая компания Noble обнаружила 200 млрд кубометров газа в Восточном Средиземноморье — стоимость этого ресурса, известного как газовое поле «Афродита», оценивалось в 80 млрд евро. Уже началась работа по экспериментальной добыче. Ожидается, что полномасштабное производство начнется в 2018-м. Эксперты говорят, что резервы должны снабдить Кипр энергией на 100 лет — и стать альтернативным источником энергоносителей для Европы, которой не хватает энергоносителей. Фактически в поиске приемлемого пакета помощи банковской сфере будущие доходы от этих активов в одно время рассматривались как возможные гарантии.
Геологическая служба США оценила, что Ливанский бассейн, который простирается через израильское, киприотское и ливанское морское дно, содержит 3,45 трлн кубометров извлекаемых запасов природного газа и 1,7 млрд баррелей нефти. Тем не менее в силу своего географического расположения эти невероятные запасы могут быть открыты, добыты и экспортированы только на основе межгосударственного сотрудничества.
Как и во всех морских газовых и нефтяных месторождениях, очень важными являются права на водные ресурсы и природные богатства в данном случае. И при таких богатых ресурсах, на первый взгляд, конкуренция может показаться прибыльной. Однако сотрудничество стоит того, чтобы увеличить размер пирога.
Кроме того, экономические соглашения могут содействовать более тесному сотрудничеству в других сферах. Вопросы энергии уже привели к беспрецедентному потеплению в отношениях между такими странами, как Израиль и Кипр в последние годы; с соглашением, подписанным в 2010 году, которое формально определило границы этих государств в соответственных монопольных экономических зонах. Нельзя не исключать, что сотрудничество такого рода может быть распространено на других соседей вокруг бассейна Ливана.
Хорошая новость в том, что новоизбранный президент Кипра Никос Анастасиадис может быть открытым к такой повестке дня. Разумеется, много будет зависеть от того, какие он введет политические тарифы в условиях нынешней суматохи, которая окружает пакет по спасению банковской системы. Анастасиадис, член проевропейской партии Демократическое объединение, получил 57% голосов избирателей на платформе, в которой делался упор на восстановление экономики. И, естественно, это будет его главным приоритетом. Тем не менее осторожный взгляд над текущими волнениями — в историю Анастасиадиса — дает основание для оптимизма.
В 2004 году президент Кипра и его партия поддержали план Аннана, который был разработан бывшим генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном и получил также поддержку Евросоюза. Предложение Аннана по воссоединению острова стало основой программы для «Объединенной республики Кипр», которая предполагала федерацию из двух государств.
Когда этот вопрос был вынесен на референдум, две трети из 250 тыс. турецких киприотов на севере острова поддержали план Аннана, но 76% из 860 тыс. греческих киприотов на Юге — отклонили его. Тем не менее нельзя не исключать, что победа Анастасиадиса может придать новый импульс для возобновления диалога между северной и южной частями острова, поскольку нынешний кризис уже закончился.
Такая развязка была бы большим достижением для Кипра и региона. Разрешив проблему длительного разделения острова на две части, Кипр чувствовал бы себя более уютно в ЕС, а экономические эффекты стали бы мультипликативными и расширились бы по всему восточному Средиземноморью.
Например, Турция и Греция могут уменьшить свои военные расходы (конечно, в разной степени, соответственно с учетом их геополитического окружения). Греция — вторая страна в ЕС по затратам на оборону в доле ВВП; понятно, что в сегодняшних экономических условиях экономия в этой сфере может стать большим облегчением для бюджета. И недавний призыв лидера курдских повстанцев Абдуллы Оджалана о прекращении огня — ободряющий знак, что Турция также получит дивиденды от мира.
Визит греческого премьер-министра Антониса Самараса в Стамбул, который состоялся в начале этого месяца, является обнадеживающим знаком, что напряжение между Грецией и Турцией уже начало смягчаться. Углубление сотрудничества в восточной части Средиземноморского региона могло бы дать множество экономических возможностей, из которых многие будут связаны с развитием в этом регионе добычи трансграничных морских запасов газа.
Анастасиадис пережил настоящий экономический шторм во время своего первого месяца в офисе, и нынешний кризис, несомненно, будет продолжать доминировать в его повестке дня. Но над сегодняшней бурей появляется свет на горизонте. Кипр и его соседи должны теперь сплотиться, чтобы приблизиться к нему.
Проект Синдикат для «Дня»
КСТАТИ
ЕЦБ потребовал у властей Латвии не принимать выводимые с Кипра российские деньги, пригрозив блокировать вступление страны в еврозону. Об этом сообщает латвийское радио Mix FM со ссылкой на неназванные источники. «Нашим латвийским друзьям было ясно сказано — если вы хотите присоединиться к еврозоне, вы не должны обеспечивать приют российским деньгам, утекающим с Кипра», — цитирует радио представителя ЦБ одной из стран еврозоны. Слухи о том, что россияне могут вывести часть средств из банков Кипра, появились в ходе обострения ситуации в финансовом секторе острова. В середине марта стало известно, что Никосия намерена обложить счета в банках республики налогом, чтобы собрать 5,8 млрд. евро. Средства нужны для того, чтобы ЕС согласился выделить стране еще десять миллиардов евро на реструктуризацию банковского сектора. Канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила ранее, что бизнес-модель острова, который пользуется репутацией «налогового рая», исчерпала себя. После этого в СМИ появились предположения, что Латвия может стать «вторым Кипром» для российских денег сомнительного происхождения.
Хавьер СОЛАНА — бывший министр иностранных дел Испании и бывший генеральный секретарь НАТО.
Выпуск газеты №:
№55, (2013)Section
День Планеты